Итак, Вы — профессиональный писатель, фэнтезист?
Да. Хотя я бы определила все-таки уточнила — автор фэнтези и фантастики, потому что фантастика тоже обязательно будет.
Как где и из чего «делают» авторов ФиФ? Как человек попадает в эту войсковую часть?
Продукт генетической мутации, не иначе. Получается при обильном вскармливании сказками, мифами и классикой ФиФ. Ну и при известной склонности к авантюризму.
Должно ли это быть сдобрено дрожжами некого специального — или близкого к тому — образования? Литинститом, литературными курсами, мастер-классами или многочисленными семинарами? Или это уже совершенно излишний ингредиент?
При недостатке питательного экстракта никакие специальный дрожжи не помогут :-) Литературный институт — это здорово, конечно, но не гарантирует прививку талантом. Лишний он или нет, решает сам автор. Без работы над собой, конечно, прогресса не будет, но семинары и мастер-классы для этого совершенно не обязательны. По мне, так больше нужен основательный фундамент из знаний в разных областях, начиная с естественных наук и заканчивая культурой и религией. А чтобы развить чувство языка и стиля достаточно любить и читать классику.
Что ещё, помимо чтения классики, Вы вкладываете в понятие «работа над собой»?
Умение слушать редактора, принимать собственные ошибки и не допускать их повторения. Вообще учиться оценивать свой текст жестко и критично. Учиться работать: выкидывать без сожалений лишнее, быть готовым десять раз переписать неудачный кусок, потратить день в поиске необходимой информации для двух строчек из текста. Сказки сказками, но без матчасти они превращаются в хаотичное нечто. Вообще у каждого автора есть своя уязвимое место. У меня это грамотность, помноженная на невнимательность. Мне необходимо пять правок как минимум, чтобы привести текст в божеский вид, выловить грамматические, орфографические и стилистические ошибки.
Можно ли сказать, что таково и есть Ваше кредо и принцип работы — «Жесткость к себе во всем»? Спрашиваю сейчас не о художественных принципах или предпочтениях, а именно о девизе, установках, принципах поведения и позиционирования себя в литературе.
Да. Пожалуй, можно и так сказать. Правда, это касается только работы над текстом. В жизни я расслаблена, пребываю в вечном дзене и лелею свои дурные привычки.
Некоторая междукнижная ленность и расслабленность не есть обязательная часть творческого образа жизни? Этакий период накапливания энергии перед очередным штурмом?
Не думаю. Все зависит от личности конкретного человека. Безусловно, среди творческих людей повышенный процент "разгильдяев" в быту и жизни, но далеко не все.
Какие элементы Вы считаете необходимыми внести в текст, замысел, чтобы он стал добротным породистым фэнтези — именно фэнтези?
Ничего никогда специально не вношу. Все как-то само заноситсяю Вообще, имхо, добротность складывается из умения рассказать историю героев и «оживить» их. Для этого требуется честность и смелость автора по отношению к своим персонажам. Искренность. Тогда это перевешивает провальную «матчасть», вторичность сюжета и еще много чего. Хотя, конечно, желательно чтобы все было в гармонии; книгу, в которой много логических плюх и неувязок, лично мне читать всегда очень трудно.
А какова «идеальная книга»? Та книга, которую автор так хочет прочесть, что сам пишет?
А это часто вовсе не идеальная книга. Во всяком случае не у меня. Из того, что я написала, только одна из книг попадает в категорию «хотела бы почитать, но не нашла и сама написала». Я не считаю ее идеальной. Просто было настроение соответствующее, хотелось светлой романтики, ничего подходящего не попалось. Но она далеко не идеальна, у меня есть и посильнее книги.
Но какой она должна быть, чтобы Вы могли сказать: «Вот это — мой шедевр», «это именно то, что я всегда хотел выразить в своих произведениях»?
А вот это недостижимо. Я не знаю никого из по-настоящему сильных и талантливых авторов, кто бы сказал: «Это мой шедевр». Сомнения не едят только графоманов. Можно годиться, понимать, что да... на этот раз книга вышла сильнее предыдущей, удачнее, но недовольство остается всегда. Потому что проходит немного времени и понимаешь: можно было еще лучше, вот тут обрезать, вот тут иначе сказать, а тут вообще хорошо бы переписать сцену.
Как, кстати, Вы проводите разграничительную линию «писатель-графоман»? Что должен сделать пишущий, чтобы не быть причисленным к графоманам?
Разграничивать... Об эту тему сломано уже немало копий. По мне — графоман это тот, кто физически не может объективно воспринимать свои творения. Для графоманов их творения — всегда шедевры, а все критикующие — злобные завистники.
И тут следует спросить о Ваших требованиях к их текстам…
Да нет у меня требований. Я их просто не читаю)) Графоман, когда садится писать, всегда пишет шедевр, который «взорвет мозг» читателям. Я свои мозги берегу, поэтому держусь в стороне и от подобных книг, и от подобных людей, чтобы не захлебнуться в потоке чужого сознания. Хороший автор ничего никому не взрывает, он просто рассказывает историю персонажей или отдельного мира. Рассказывает, как увидел-услышал-почувствовал. Вот и все.
И тогда на примере - а кого читаете и держите за хорошего автора? Из современных, не из классиков?
Мне нравится Семенова — за ее великолепный язык и стиль, Громыко — за тоже самое и еще за хорошее чувство юмора. Отлично пишет Малицкий, Удовиченко, Корнев. Журавлев нравится. Из авторов НФ очень ценю Непейвода Софью. У нее немного суховатый стиль изложения, зато совершенно оригинальные миры и идеи. И главное — это реально научная фантастика. Вообще интересных авторов довольно много.
А что привлекает из обычной современной прозы, как русской, так и зарубежной?
Зарубежную прозу мне обычно подсовывает муж. И, как бы сказать, из современной прозы (в отрыве от жанра ФиФ) нет автора, который бы меня зацепил. В любимых все равно остаются классики. Из ФиФ — это в первую очередь Кинг и Мартин. С российской современной прозой фактически не знакома. Ну, относительно, конечно. Звёзд читала, но фанатом не стала: не слежу. Последней прочитанной книгой стала «Ванька ротный» Шумилина, но это вообще «сетевая» книга, а автор уже умер. Книга, кстати, отличная, хотя от совершенства по стилю далека. Но стиль — далеко самое важное. В книге другое главное. Вообще, если честно, я не считаю себя особенно начитанным человеком. Нет у меня тяги отслеживать художественные новинки, скандальные книги и прочее.
Каково Ваше отношение к коллегам? Они для Вас собратья по перу или конкуренты? Насколько Вы ревностны к своей территории?
Нормальное отношение. Как конкурентов не воспринимаю совершенно, только как интересных или неинтересных людей. Кстати, моя близкая подруга как раз писатель жанра ФиФ. Мы с ней всегда обсуждаем новые книги, и ее, и мои. Обменяться идеями, которые могут быть полезны, обычное дело. Если книга коллеги мне понравилась, обязательно напишу на нее отзыв и выложу в Сети, чтобы дошло до читателей. Если не нравится — писать не стану.
Что у автора-фэнтезиста вызывает отторжение от реалистичной прозы? Детектива? Постмодерна? почему пишут фэнтези и боевики понять можно. Сложнее понять, отчего прохладны к другому. Ответы о том что на вкус и цвет – понятно, но если попытаться сформулировать?
Почему отторжение? Тех же Маринину и Акунина я с удовольствием читаю. Корсакову — избирательно, но тоже нравится. Калинина еще. Из постмодерна с сатирой — Zотова. Просто все избирательно. Любовные романы не люблю, это да. Не мой жанр. Совсем не мой. Хотя опять-таки, все зависит от книги. Если она хорошая, то неважно, какого жанра. Буду читать. Это как в музыке: скажем, я люблю технорок, металл и фолкрок, но джаз тоже не откажусь послушать или того же Эминема.
Уверенность в себе, скромность, что-то ещё — что именно красит автора? Назовите, пожалуйста, пять качеств, без которых автору не прожить.
1. Талант 2. Искренность с собой и читателем 3. Логичность и желание работать с матчастью 4. Интеллект 5. Самокритичность. И шестым я бы назвала способность генерировать необычные идеи :-)
Должен ли писатель быть активным и барахтаться изо всех сил, чтобы выплыть к обетованному берегу признания? Или произойдет естественный отбор?
Каждый решает сам за себя. Есть люди, которым признание не нужно, а кто-то обожает купаться в лучах славы. Автор в принципе никому, кроме себя, ничего не должен. Как решит, так и будет. Но без естественного отбора все равно никуда)
А Вы верите в справедливость этого отбора? Если говорить о вкусах публики? Или Вы имеет в виду выносливость пишушего, испытания трудностями профессии?
Это сложный вопрос. Издатели любят плодовитых авторов: чем чаще, тем лучше. Но выдавать от шести до десяти хороших книг в год физически невозможно. Это обязательно будет халтура, низкокачественный лубок. Сильный автор такого себе просто не сможет позволить — самолюбие заест. Работоспособность тут не спасет. Что же касается остального.... На каждого писателя есть свой читатель, так говорят. Но любителей быдлочтива в последнее время реально прибавилось. Что делать, фастфуд популярен не только в общепите.
Отсюда логично вытекает вопрос о требованиях издателя и принципах писателей... На что Вы бы не согласились? Какой компромисс для Вас как автора неприемлем? Или нынче для того чтобы напечататься, непременно должен быть проходной роман-уступка, после которого уже можно будет реабилитировать себя?
Совершенно необязательно. Можно писать то, что нравится, просто надо быть готовым к тому, что это могут объявить «неформатом». И конечно следует понимать, в каком жанре и для какой целевой аудитории работаешь. В жанре ФиФ все достаточно просто: в каждом издательстве есть свои серии и требования, подходишь хоть в одну - берут. Диапазон довольно широк. От добрых сказок, до мрачных мистики и постапка.
Писательский опыт, стаж — проклятие или благословение? Нет ли ощущения ремесленничества — многие повороты проходишь на автомате, при застое вытягиваешь на старых приемах?..
У меня не так много книг, чтобы ощущать себя опытным автором. Нет у меня никаких приемов в запасе
Какие у Вас есть романы? Над какими работаете и - какие вопросы Вы бы хотели поднять своими произведениями?
На сегодня у меня три изданных книги: дилогия «Своя дорога» и «Эндана». «Эндана» — классическое фэнтези, эпика, добрая сказка. «Своя дорога» и «Призрачные дороги» — фэнтезийный боевик. «Призрачные» вышли в марте. В издательстве лежат «Правдивые истории». Это сборник юмористических новелл, объединенных общими героями и сквозным сюжетом. Сейчас занимаюсь правкой «Точки невозврата». Это романтическое любовное фэнтези. В «запаснике» не меньше десяти сюжетов, от альтернативной истории до мистики. Мне хочется попробовать себя в разном. Тоже, кстати, определенный риск — читатель может не понять такого разнообразия) Следующий книгой, скорее всего, будет фантастический боевик.
Что Вы хотели бы донести своими историями до читателей?
Не поверите — ничего) Я не занимаюсь морализмом. Я просто рассказываю историю конкретных людей или нелюдей, а читатели сами делают выводы, порой весьма неожиданные даже для меня. У каждого человека свое восприятие, свой опыт, и как следствие - свои выводы. Например, после выхода первого тома «Дороги» один из читателей спросил, не боюсь ли теперь я репрессий со стороны властей. До сих пор не могу понять, откуда у него взялись такие мысли.
Вампирское сословие Вам в принципе чуждо и рассказ конкурсный — скорее эксперимент? Или есть симпатия к вампирам? И если есть, то как она проявляется, проявлялась и будет проявляться?
Да я просто обожаю нежить, за альтернативную «смерть», а больше вампиров люблю только оборотней. Они у меня вообще во всех видах... В «Дороге» один из основных персонажей — вампир, есть целое государство нежити. Собственно, рассказ «Седьмое поколение» — это «побочный продукт» работы с матчастью по дилогии. В «Правдивых историях» тоже есть вампиры. Из нежити мне только зомби не по душе — больно неэстетичны и тупы. Даже моя страничка на «Самиздате» называется «Заповедник нежити».
Доступны ли Ваши книжки в электронном виде?
Электронные книги продаются на "Литресе". Правда, «Призрачных дорог» там еще нет. Книга вышла совсем недавно и пока существует только в бумажном виде.
Да. Хотя я бы определила все-таки уточнила — автор фэнтези и фантастики, потому что фантастика тоже обязательно будет.
Как где и из чего «делают» авторов ФиФ? Как человек попадает в эту войсковую часть?
Продукт генетической мутации, не иначе. Получается при обильном вскармливании сказками, мифами и классикой ФиФ. Ну и при известной склонности к авантюризму.
Должно ли это быть сдобрено дрожжами некого специального — или близкого к тому — образования? Литинститом, литературными курсами, мастер-классами или многочисленными семинарами? Или это уже совершенно излишний ингредиент?
При недостатке питательного экстракта никакие специальный дрожжи не помогут :-) Литературный институт — это здорово, конечно, но не гарантирует прививку талантом. Лишний он или нет, решает сам автор. Без работы над собой, конечно, прогресса не будет, но семинары и мастер-классы для этого совершенно не обязательны. По мне, так больше нужен основательный фундамент из знаний в разных областях, начиная с естественных наук и заканчивая культурой и религией. А чтобы развить чувство языка и стиля достаточно любить и читать классику.
Что ещё, помимо чтения классики, Вы вкладываете в понятие «работа над собой»?
Умение слушать редактора, принимать собственные ошибки и не допускать их повторения. Вообще учиться оценивать свой текст жестко и критично. Учиться работать: выкидывать без сожалений лишнее, быть готовым десять раз переписать неудачный кусок, потратить день в поиске необходимой информации для двух строчек из текста. Сказки сказками, но без матчасти они превращаются в хаотичное нечто. Вообще у каждого автора есть своя уязвимое место. У меня это грамотность, помноженная на невнимательность. Мне необходимо пять правок как минимум, чтобы привести текст в божеский вид, выловить грамматические, орфографические и стилистические ошибки.
Можно ли сказать, что таково и есть Ваше кредо и принцип работы — «Жесткость к себе во всем»? Спрашиваю сейчас не о художественных принципах или предпочтениях, а именно о девизе, установках, принципах поведения и позиционирования себя в литературе.
Да. Пожалуй, можно и так сказать. Правда, это касается только работы над текстом. В жизни я расслаблена, пребываю в вечном дзене и лелею свои дурные привычки.
Некоторая междукнижная ленность и расслабленность не есть обязательная часть творческого образа жизни? Этакий период накапливания энергии перед очередным штурмом?
Не думаю. Все зависит от личности конкретного человека. Безусловно, среди творческих людей повышенный процент "разгильдяев" в быту и жизни, но далеко не все.
Какие элементы Вы считаете необходимыми внести в текст, замысел, чтобы он стал добротным породистым фэнтези — именно фэнтези?
Ничего никогда специально не вношу. Все как-то само заноситсяю Вообще, имхо, добротность складывается из умения рассказать историю героев и «оживить» их. Для этого требуется честность и смелость автора по отношению к своим персонажам. Искренность. Тогда это перевешивает провальную «матчасть», вторичность сюжета и еще много чего. Хотя, конечно, желательно чтобы все было в гармонии; книгу, в которой много логических плюх и неувязок, лично мне читать всегда очень трудно.
А какова «идеальная книга»? Та книга, которую автор так хочет прочесть, что сам пишет?
А это часто вовсе не идеальная книга. Во всяком случае не у меня. Из того, что я написала, только одна из книг попадает в категорию «хотела бы почитать, но не нашла и сама написала». Я не считаю ее идеальной. Просто было настроение соответствующее, хотелось светлой романтики, ничего подходящего не попалось. Но она далеко не идеальна, у меня есть и посильнее книги.
Но какой она должна быть, чтобы Вы могли сказать: «Вот это — мой шедевр», «это именно то, что я всегда хотел выразить в своих произведениях»?
А вот это недостижимо. Я не знаю никого из по-настоящему сильных и талантливых авторов, кто бы сказал: «Это мой шедевр». Сомнения не едят только графоманов. Можно годиться, понимать, что да... на этот раз книга вышла сильнее предыдущей, удачнее, но недовольство остается всегда. Потому что проходит немного времени и понимаешь: можно было еще лучше, вот тут обрезать, вот тут иначе сказать, а тут вообще хорошо бы переписать сцену.
Как, кстати, Вы проводите разграничительную линию «писатель-графоман»? Что должен сделать пишущий, чтобы не быть причисленным к графоманам?
Разграничивать... Об эту тему сломано уже немало копий. По мне — графоман это тот, кто физически не может объективно воспринимать свои творения. Для графоманов их творения — всегда шедевры, а все критикующие — злобные завистники.
И тут следует спросить о Ваших требованиях к их текстам…
Да нет у меня требований. Я их просто не читаю)) Графоман, когда садится писать, всегда пишет шедевр, который «взорвет мозг» читателям. Я свои мозги берегу, поэтому держусь в стороне и от подобных книг, и от подобных людей, чтобы не захлебнуться в потоке чужого сознания. Хороший автор ничего никому не взрывает, он просто рассказывает историю персонажей или отдельного мира. Рассказывает, как увидел-услышал-почувствовал. Вот и все.
И тогда на примере - а кого читаете и держите за хорошего автора? Из современных, не из классиков?
Мне нравится Семенова — за ее великолепный язык и стиль, Громыко — за тоже самое и еще за хорошее чувство юмора. Отлично пишет Малицкий, Удовиченко, Корнев. Журавлев нравится. Из авторов НФ очень ценю Непейвода Софью. У нее немного суховатый стиль изложения, зато совершенно оригинальные миры и идеи. И главное — это реально научная фантастика. Вообще интересных авторов довольно много.
А что привлекает из обычной современной прозы, как русской, так и зарубежной?
Зарубежную прозу мне обычно подсовывает муж. И, как бы сказать, из современной прозы (в отрыве от жанра ФиФ) нет автора, который бы меня зацепил. В любимых все равно остаются классики. Из ФиФ — это в первую очередь Кинг и Мартин. С российской современной прозой фактически не знакома. Ну, относительно, конечно. Звёзд читала, но фанатом не стала: не слежу. Последней прочитанной книгой стала «Ванька ротный» Шумилина, но это вообще «сетевая» книга, а автор уже умер. Книга, кстати, отличная, хотя от совершенства по стилю далека. Но стиль — далеко самое важное. В книге другое главное. Вообще, если честно, я не считаю себя особенно начитанным человеком. Нет у меня тяги отслеживать художественные новинки, скандальные книги и прочее.
Каково Ваше отношение к коллегам? Они для Вас собратья по перу или конкуренты? Насколько Вы ревностны к своей территории?
Нормальное отношение. Как конкурентов не воспринимаю совершенно, только как интересных или неинтересных людей. Кстати, моя близкая подруга как раз писатель жанра ФиФ. Мы с ней всегда обсуждаем новые книги, и ее, и мои. Обменяться идеями, которые могут быть полезны, обычное дело. Если книга коллеги мне понравилась, обязательно напишу на нее отзыв и выложу в Сети, чтобы дошло до читателей. Если не нравится — писать не стану.
Что у автора-фэнтезиста вызывает отторжение от реалистичной прозы? Детектива? Постмодерна? почему пишут фэнтези и боевики понять можно. Сложнее понять, отчего прохладны к другому. Ответы о том что на вкус и цвет – понятно, но если попытаться сформулировать?
Почему отторжение? Тех же Маринину и Акунина я с удовольствием читаю. Корсакову — избирательно, но тоже нравится. Калинина еще. Из постмодерна с сатирой — Zотова. Просто все избирательно. Любовные романы не люблю, это да. Не мой жанр. Совсем не мой. Хотя опять-таки, все зависит от книги. Если она хорошая, то неважно, какого жанра. Буду читать. Это как в музыке: скажем, я люблю технорок, металл и фолкрок, но джаз тоже не откажусь послушать или того же Эминема.
Уверенность в себе, скромность, что-то ещё — что именно красит автора? Назовите, пожалуйста, пять качеств, без которых автору не прожить.
1. Талант 2. Искренность с собой и читателем 3. Логичность и желание работать с матчастью 4. Интеллект 5. Самокритичность. И шестым я бы назвала способность генерировать необычные идеи :-)
Должен ли писатель быть активным и барахтаться изо всех сил, чтобы выплыть к обетованному берегу признания? Или произойдет естественный отбор?
Каждый решает сам за себя. Есть люди, которым признание не нужно, а кто-то обожает купаться в лучах славы. Автор в принципе никому, кроме себя, ничего не должен. Как решит, так и будет. Но без естественного отбора все равно никуда)
А Вы верите в справедливость этого отбора? Если говорить о вкусах публики? Или Вы имеет в виду выносливость пишушего, испытания трудностями профессии?
Это сложный вопрос. Издатели любят плодовитых авторов: чем чаще, тем лучше. Но выдавать от шести до десяти хороших книг в год физически невозможно. Это обязательно будет халтура, низкокачественный лубок. Сильный автор такого себе просто не сможет позволить — самолюбие заест. Работоспособность тут не спасет. Что же касается остального.... На каждого писателя есть свой читатель, так говорят. Но любителей быдлочтива в последнее время реально прибавилось. Что делать, фастфуд популярен не только в общепите.
Отсюда логично вытекает вопрос о требованиях издателя и принципах писателей... На что Вы бы не согласились? Какой компромисс для Вас как автора неприемлем? Или нынче для того чтобы напечататься, непременно должен быть проходной роман-уступка, после которого уже можно будет реабилитировать себя?
Совершенно необязательно. Можно писать то, что нравится, просто надо быть готовым к тому, что это могут объявить «неформатом». И конечно следует понимать, в каком жанре и для какой целевой аудитории работаешь. В жанре ФиФ все достаточно просто: в каждом издательстве есть свои серии и требования, подходишь хоть в одну - берут. Диапазон довольно широк. От добрых сказок, до мрачных мистики и постапка.
Писательский опыт, стаж — проклятие или благословение? Нет ли ощущения ремесленничества — многие повороты проходишь на автомате, при застое вытягиваешь на старых приемах?..
У меня не так много книг, чтобы ощущать себя опытным автором. Нет у меня никаких приемов в запасе
Какие у Вас есть романы? Над какими работаете и - какие вопросы Вы бы хотели поднять своими произведениями?
На сегодня у меня три изданных книги: дилогия «Своя дорога» и «Эндана». «Эндана» — классическое фэнтези, эпика, добрая сказка. «Своя дорога» и «Призрачные дороги» — фэнтезийный боевик. «Призрачные» вышли в марте. В издательстве лежат «Правдивые истории». Это сборник юмористических новелл, объединенных общими героями и сквозным сюжетом. Сейчас занимаюсь правкой «Точки невозврата». Это романтическое любовное фэнтези. В «запаснике» не меньше десяти сюжетов, от альтернативной истории до мистики. Мне хочется попробовать себя в разном. Тоже, кстати, определенный риск — читатель может не понять такого разнообразия) Следующий книгой, скорее всего, будет фантастический боевик.
Что Вы хотели бы донести своими историями до читателей?
Не поверите — ничего) Я не занимаюсь морализмом. Я просто рассказываю историю конкретных людей или нелюдей, а читатели сами делают выводы, порой весьма неожиданные даже для меня. У каждого человека свое восприятие, свой опыт, и как следствие - свои выводы. Например, после выхода первого тома «Дороги» один из читателей спросил, не боюсь ли теперь я репрессий со стороны властей. До сих пор не могу понять, откуда у него взялись такие мысли.
Вампирское сословие Вам в принципе чуждо и рассказ конкурсный — скорее эксперимент? Или есть симпатия к вампирам? И если есть, то как она проявляется, проявлялась и будет проявляться?
Да я просто обожаю нежить, за альтернативную «смерть», а больше вампиров люблю только оборотней. Они у меня вообще во всех видах... В «Дороге» один из основных персонажей — вампир, есть целое государство нежити. Собственно, рассказ «Седьмое поколение» — это «побочный продукт» работы с матчастью по дилогии. В «Правдивых историях» тоже есть вампиры. Из нежити мне только зомби не по душе — больно неэстетичны и тупы. Даже моя страничка на «Самиздате» называется «Заповедник нежити».
Доступны ли Ваши книжки в электронном виде?
Электронные книги продаются на "Литресе". Правда, «Призрачных дорог» там еще нет. Книга вышла совсем недавно и пока существует только в бумажном виде.