Я читатель и писатель действий»
Работы за твоим авторством мелькают и в Крупной прозе, и в Малой. В прошлом году в финал прошла твоя пьеса. А тебе самой какая форма ближе?
Пьеса или сценарий. Чем меньше описаний, тем лучше.
А как читатель ты тоже предпочитаешь вещи с минимумом описаний или же нет?
О да, честно признаюсь, описания пропускаю почти всегда. Ну, если они в разумном количестве, то могу прочитать и даже умудриться насладиться. А вот бывает же, абзац за абзацем, и на несколько страниц... столько моя психика не выдерживает. Я читатель и писатель действий, диалогов.
У тебя есть личная Муза?
Я была бы счастлива, если бы могла сама себе ответить на этот вопрос. Что меня вдохновляет? Знала бы, использовала бы по полной. А так приходится пробираться вслепую, пробовать всё подряд. Но кое к каким выводам пришла: чаще всего вдохновляют другие книги, фильмы, а ещё чаще — моя жизнь, моё прошлое! Да там столько историй! Конечно, сюжеты я подправляю, добавляю перчинки, но в каждую книгу стараюсь впихнуть частичку своего прошлого. Это так мило и приятно) Будто я там остаюсь жить, хотя бы частично.
Расскажи, как родилась идея «Фуллеров»?
Долго и мучительно рождалась... из ничего. Я ходила, бродила из угла в угол, ничего не могли придумать. Такого ступора никогда раньше не было. А потом отчего-то подумала про игру... и получился один вариант, потом второй. Скажу так: для меня это совершенный эксперимент. Впервые так много переписывала. Была масса вариантов и концовок, в итоге слепила то, что получилось, кровью и потом.
В рассказе ярко изображено шоу, неуловимо похожее на многие, что идут сейчас по телевидению. А как ты сама относишься к подобным телешоу? Хорошо это или плохо?
Стыдно признаться, но телешоу смотрю. Немного, но есть, хотя, в основном, другой направленности. Про путешествия, романтику и все дела. Про детекторы лжи и прочее не смотрю и не люблю. Не покидает ощущение, что всё подстроено. Мне хотелось и в этом плане немножко так мир уколоть - на что только ради денег не идут: и нижнее бельё вывернут за милую душу, то есть, не душу, а миллион-другой.
А ты сама пошла бы на шоу «Кто ты»?
Нет. Мне страшно. Скрывать нечего, я люблю откровенничать, но вот сама атмосфера… Не для меня такое. В орел и решку побежала бы, но не туда)
Очень интересно, а какие были варианты концовки у «Фуллеров»? Почему ты остановилась именно на этом?
Там не только варианты концовки, а всего и сразу) Было так: она станет вампиром и всех пощадит. Было и так: никаких Фуллеров вообще нет, просто кучка извращенцев заманила дурачков и решила поиграться. Было и так: вампир сам ни при чём, это люди реально были виноваты в смерти семьи, и вампир только помог всё провернуть главной героине.
Выбрала эту, потому что с остальными не могла смириться. Будто чего-то не хватало. Наверное, такая концовка нужна была скорее мне, а не героям.
Ты в первую очередь придумываешь сюжет и подстраиваешь под него героев или позволяешь персонажам вести повествование, куда им заблагорассудится? Финальное решение главной героини - это было ее или твое решение?
Я беру идею. Из неё пытаюсь сделать сюжет, но он очень быстро начинает выходить из под контроля. Персонажами я управляю отчасти, пока могу, а потом они начинают творить своё. По поводу концовки — сложно ответить, правда. С одной стороны, лично я не видела для неё другого выхода. С другой стороны, я чётко понимала, что она не хочет и не сможет больше жить. А вообще я хотела позитивного конца, но хочешь как лучше, а получается, как всегда.
Главная героиня выбирала между страхом и местью. А если у тебя была бы возможность указать ей какой-то третий путь, ты бы сделала это? И если да, то какой путь?
Прощение. Однозначно и только так. Я бы и сама простила, и всех на это подбиваю. Даже героев. Но она не смогла, хотя я пыталась. Был такой вариант.
А образы других героев претерпели какие-то изменения, прежде чем окончательный вариант рассказа сложился на бумаге?
О, да. Все были изначально другими. Одна старушка, другой - прообраз одного реального человека. Ой, там всё было вообще как-то слишком запутано изначально. Я постаралась упростить и сделать ярче.
В рассказе поднимается тема литературного плагиата. Насколько она близка тебе по жизни?
С плагиатом сталкивалась однажды. Давно-давно. Кто-то нагло переписал мой рассказ, вставив другие имена. Было… приятно. Значит, так сильно понравился.
По-твоему в чем заключается отличие писателя от графомана?
«Писатель» звучит приятнее, это, во-первых, и благороднее как-то. А если серьёзно, однозначного ответа не дам. Всё в жизни относительно: то бишь, как посмотреть. Если на поверхности барахтаться, то, наверное, главное отличие — писатель пишет хорошо, качественно, вкусно, красиво, талантливо. А графоман — посредственно, неумело, непрофессионально. Хотя, опять-таки, в писательстве я не могу говорить о профессионализме. Это для меня не вопрос профессии, а вопрос таланта. Можно, конечно, тренироваться, практиковать, развиваться, и т.д., но если нет таланта, то не будет и души в книгах. Вот, ныряя глубже, и получается, что графоман, наверное, рождает произведения без души. Они тоже имеют право быть, любое стремление к творчеству похвально. Главное, найти в себе силы вовремя понять, что лучше бы свернуть на другой путь. Не всем же быть писателями.
Как ты относишься к критике? Какой лучший комплимент от читателей ты получала?
Раньше прям плохо. Очень плохо относилась, так сильно страдала. А потом прошла школу критики и научилась реагировать спокойно: спасибо, что-то учту, что-то нет.
Я уже как-то говорила об этом раньше, но лучший комплимент, это когда мой парень плакал, читая рассказ.
Есть ли какое-то качество у тебя, которое, как ты считаешь, возможно, мешает тебе развиваться как писателю. И если есть, как ты с ним борешься?
Лень! Борюсь всеми силами! Читаю книги, мотивирую, смотрю фильмы всякие по мотивациям. Молитвы читаю, медитирую, на голове стою. Я серьёзно. Борюсь всеми средствами и силами. Очень ленивая бываю.
Каким видишь свое писательское будущее? Есть конкретные планы?
Только светлым. Планов море! Участвую в конкурсах. Дописала сегодня роман, буду исправлять и отправлять в издательства. Еще переводить и отправлять на Запад — я к этому вопросу решила серьёзно подойти.
А о чем роман? Расскажи коротко.
Три истории: писатель, которая всё, что не напишет, всё сбывается, девушка — экстрасенс, увидела во сне свою смерть, и детектив — к нему приходят три парня и заявляют, что у них невесты пропали, а выясняется, что вроде как невеста-то одна. И все они связаны. Представляю, как звучит со стороны, однако, вещь мне нравится. Только вампиров там нет.
А вообще, насколько тебе интересна именно тема вампиров? Что было первым для тебя: вампиры или конкурс Трансильвания? Грубо говоря, ты пишешь романы с участием вампиров специально для конкурса или просто так?
Для конкурса. Никогда прежде о них не писала. Увидела конкурс, решила поучаствовать. Сперва было не комфортно, потому что вообще как-то о вампирах не собиралась писать. А потом приспособилась. Мои произведения в любом случае не о вампирах, на самом деле. Они о людях, а вампиры там уже постольку поскольку.
Пока не выложен обзор... почему, ты думаешь, жюри отметило твою работу? Есть догадки?
Вообще нет! Для меня был шок, так же, как и в прошлом году. Я не считаю, что плохо пишу, но и не считаю, что хорошо. Средне. Есть, к чему стремиться и так далее. Но вот именно эта работа... не знаю, загадка.
А на кого ты ориентируешься в творчестве? твои любимые книги?
Обожаю говорить про любимые книги. «Над пропастью во ржи» — образец! Люблю до безумия. Конечно, не в переводе, а в оригинале. Вообще, оригинал всегда лучше перевода. Много раз проверяла. Ещё — «Ешь, Молись, Люби», книга, изменившая всю мою жизнь. Добрая и светлая. «Тринадцатая сказка» — атмосферно, трогательно, загадочно. Кинг — «Ярость» (в стиле «Над пропастью»), Люблю такое. «Бесконечная история». Сегодня только второй раз прочла «Тепло наших тел». Про зомби, но какая же сказка. Просто восхитительно. Когда читаю или слышу добрые слова, просто душа поёт, а счастье так и струится в меня и из меня.
Попробуй предсказать развитие литературы в ближайшее время?
Вот тут больная тема. Про русскую литературу, увы, мало что могу сказать. Хорошо это или плохо, но я читаю только западную, уж ближе она мне как-то. И вот её развитие мне нравится. Я — человек своего времени. Классика, конечно, хорошо, но я люблю читать про современность, современных людей и их современные проблемы. И за это американских писателей особенно люблю. У них столько невероятных историй, приключений, и добрых и не очень, и позитивных и не очень. Хотя, конечно, не спорю, определённое количество откровенного дерьма так или иначе просачивается. Но тут уже каждый сам волен выбирать, что ему читать, а что обходить стороной. По поводу русской литературы — жаль, но развитие у неё какое-то грустное. Из современных авторов я лично знаю только несколько более или менее известных имён, и только имён. К их книгам приступать как-то не рискую. Но тут, мне кажется, многое зависит от издательств. Что они будут печатать, то мы и будем читать. В их руках будущее нашей литературы. А вкусы у них очень странные. Была на курсах, и вот там издатель жаловался, что, мол, на Западе одни бестселлеры, а у нас — тьма беспросветная. И по итогам курса набрал тех, чьи работы мне были совершенно непонятны. Он восхвалял «Исчезнувшую», а сам выбрал полные противоположности. Вот я и говорю, что издают муть всякую, а потом жалуются, куда мир катится.
А что в твоем понимании талант? Как отличить талантливого автора от просто трудолюбивого?
Талант... это дар Божий, иначе не скажешь. Хотя, нет, скажешь — кармическая задача, недавно прочла такое объяснение. Мне понравилось. В общем, что-то свыше. Причём, я твёрдо убеждена, что абсолютно у каждого человека есть талант к чему-то. не каждый его, конечно, использует. А трудолюбие — это уже упорство. Трудолюбием тоже можно, кстати, много добиться. Только разница, на мой взгляд, в следующем: вот два человека и стена. Трудолюбивый будет её лбом пробивать, ногтями ковырять, измучается, покалечится, но прорвётся, а талантливый только рукой взмахнёт, и стена рухнет. Как-то так. Другое дело, что рукой тоже надо взмахнуть, а не лежать на диване, пялиться в стену и ждать, что она упадёт от одного лишь взгляда твоего волшебного. Идеальное сочетание — талант + трудолюбие. В противном случае тяжко жить.
Какое одно свое произведение ты бы оставила, как память о себе для мира?
Ох, какой вопрос хороший. Стихи оставила бы. Только их, парочку.
Не процитируешь?
Вот сегодня перечитывала как раз. На один нарвалась. Старенький, но очень дорогой сердцу:
Не люблю,
Ни тебя, ни его, и не бывшего.
Чувства не жду,
Прошедшего или просто остывшего.
Молча сижу,
Пальцы скачут по кнопкам пластмассовым.
Я питаюсь сейчас
Только флиртом тупым, одноразовым.
Всё прошло.
Где ночи от страсти и пота солёные?
Где же я? Где же ты?
Где же мы, молодые, влюблённые?
Посмотри на весы.
Там сейчас пустота пополам с одиночеством.
Подавись
Моей фамилией, именем, отчеством.
Можешь вычеркнуть их
Из контактов, из списков, но не из прошлого.
Мне так больно,
От того, что не больно уже, что романтика наша ушла,
Оставив огрызки чего-то пошлого...
Ох, по-моему на этом можно красиво закончить.
Работы за твоим авторством мелькают и в Крупной прозе, и в Малой. В прошлом году в финал прошла твоя пьеса. А тебе самой какая форма ближе?
Пьеса или сценарий. Чем меньше описаний, тем лучше.
А как читатель ты тоже предпочитаешь вещи с минимумом описаний или же нет?
О да, честно признаюсь, описания пропускаю почти всегда. Ну, если они в разумном количестве, то могу прочитать и даже умудриться насладиться. А вот бывает же, абзац за абзацем, и на несколько страниц... столько моя психика не выдерживает. Я читатель и писатель действий, диалогов.
У тебя есть личная Муза?
Я была бы счастлива, если бы могла сама себе ответить на этот вопрос. Что меня вдохновляет? Знала бы, использовала бы по полной. А так приходится пробираться вслепую, пробовать всё подряд. Но кое к каким выводам пришла: чаще всего вдохновляют другие книги, фильмы, а ещё чаще — моя жизнь, моё прошлое! Да там столько историй! Конечно, сюжеты я подправляю, добавляю перчинки, но в каждую книгу стараюсь впихнуть частичку своего прошлого. Это так мило и приятно) Будто я там остаюсь жить, хотя бы частично.
Расскажи, как родилась идея «Фуллеров»?
Долго и мучительно рождалась... из ничего. Я ходила, бродила из угла в угол, ничего не могли придумать. Такого ступора никогда раньше не было. А потом отчего-то подумала про игру... и получился один вариант, потом второй. Скажу так: для меня это совершенный эксперимент. Впервые так много переписывала. Была масса вариантов и концовок, в итоге слепила то, что получилось, кровью и потом.
В рассказе ярко изображено шоу, неуловимо похожее на многие, что идут сейчас по телевидению. А как ты сама относишься к подобным телешоу? Хорошо это или плохо?
Стыдно признаться, но телешоу смотрю. Немного, но есть, хотя, в основном, другой направленности. Про путешествия, романтику и все дела. Про детекторы лжи и прочее не смотрю и не люблю. Не покидает ощущение, что всё подстроено. Мне хотелось и в этом плане немножко так мир уколоть - на что только ради денег не идут: и нижнее бельё вывернут за милую душу, то есть, не душу, а миллион-другой.
А ты сама пошла бы на шоу «Кто ты»?
Нет. Мне страшно. Скрывать нечего, я люблю откровенничать, но вот сама атмосфера… Не для меня такое. В орел и решку побежала бы, но не туда)
Очень интересно, а какие были варианты концовки у «Фуллеров»? Почему ты остановилась именно на этом?
Там не только варианты концовки, а всего и сразу) Было так: она станет вампиром и всех пощадит. Было и так: никаких Фуллеров вообще нет, просто кучка извращенцев заманила дурачков и решила поиграться. Было и так: вампир сам ни при чём, это люди реально были виноваты в смерти семьи, и вампир только помог всё провернуть главной героине.
Выбрала эту, потому что с остальными не могла смириться. Будто чего-то не хватало. Наверное, такая концовка нужна была скорее мне, а не героям.
Ты в первую очередь придумываешь сюжет и подстраиваешь под него героев или позволяешь персонажам вести повествование, куда им заблагорассудится? Финальное решение главной героини - это было ее или твое решение?
Я беру идею. Из неё пытаюсь сделать сюжет, но он очень быстро начинает выходить из под контроля. Персонажами я управляю отчасти, пока могу, а потом они начинают творить своё. По поводу концовки — сложно ответить, правда. С одной стороны, лично я не видела для неё другого выхода. С другой стороны, я чётко понимала, что она не хочет и не сможет больше жить. А вообще я хотела позитивного конца, но хочешь как лучше, а получается, как всегда.
Главная героиня выбирала между страхом и местью. А если у тебя была бы возможность указать ей какой-то третий путь, ты бы сделала это? И если да, то какой путь?
Прощение. Однозначно и только так. Я бы и сама простила, и всех на это подбиваю. Даже героев. Но она не смогла, хотя я пыталась. Был такой вариант.
А образы других героев претерпели какие-то изменения, прежде чем окончательный вариант рассказа сложился на бумаге?
О, да. Все были изначально другими. Одна старушка, другой - прообраз одного реального человека. Ой, там всё было вообще как-то слишком запутано изначально. Я постаралась упростить и сделать ярче.
В рассказе поднимается тема литературного плагиата. Насколько она близка тебе по жизни?
С плагиатом сталкивалась однажды. Давно-давно. Кто-то нагло переписал мой рассказ, вставив другие имена. Было… приятно. Значит, так сильно понравился.
По-твоему в чем заключается отличие писателя от графомана?
«Писатель» звучит приятнее, это, во-первых, и благороднее как-то. А если серьёзно, однозначного ответа не дам. Всё в жизни относительно: то бишь, как посмотреть. Если на поверхности барахтаться, то, наверное, главное отличие — писатель пишет хорошо, качественно, вкусно, красиво, талантливо. А графоман — посредственно, неумело, непрофессионально. Хотя, опять-таки, в писательстве я не могу говорить о профессионализме. Это для меня не вопрос профессии, а вопрос таланта. Можно, конечно, тренироваться, практиковать, развиваться, и т.д., но если нет таланта, то не будет и души в книгах. Вот, ныряя глубже, и получается, что графоман, наверное, рождает произведения без души. Они тоже имеют право быть, любое стремление к творчеству похвально. Главное, найти в себе силы вовремя понять, что лучше бы свернуть на другой путь. Не всем же быть писателями.
Как ты относишься к критике? Какой лучший комплимент от читателей ты получала?
Раньше прям плохо. Очень плохо относилась, так сильно страдала. А потом прошла школу критики и научилась реагировать спокойно: спасибо, что-то учту, что-то нет.
Я уже как-то говорила об этом раньше, но лучший комплимент, это когда мой парень плакал, читая рассказ.
Есть ли какое-то качество у тебя, которое, как ты считаешь, возможно, мешает тебе развиваться как писателю. И если есть, как ты с ним борешься?
Лень! Борюсь всеми силами! Читаю книги, мотивирую, смотрю фильмы всякие по мотивациям. Молитвы читаю, медитирую, на голове стою. Я серьёзно. Борюсь всеми средствами и силами. Очень ленивая бываю.
Каким видишь свое писательское будущее? Есть конкретные планы?
Только светлым. Планов море! Участвую в конкурсах. Дописала сегодня роман, буду исправлять и отправлять в издательства. Еще переводить и отправлять на Запад — я к этому вопросу решила серьёзно подойти.
А о чем роман? Расскажи коротко.
Три истории: писатель, которая всё, что не напишет, всё сбывается, девушка — экстрасенс, увидела во сне свою смерть, и детектив — к нему приходят три парня и заявляют, что у них невесты пропали, а выясняется, что вроде как невеста-то одна. И все они связаны. Представляю, как звучит со стороны, однако, вещь мне нравится. Только вампиров там нет.
А вообще, насколько тебе интересна именно тема вампиров? Что было первым для тебя: вампиры или конкурс Трансильвания? Грубо говоря, ты пишешь романы с участием вампиров специально для конкурса или просто так?
Для конкурса. Никогда прежде о них не писала. Увидела конкурс, решила поучаствовать. Сперва было не комфортно, потому что вообще как-то о вампирах не собиралась писать. А потом приспособилась. Мои произведения в любом случае не о вампирах, на самом деле. Они о людях, а вампиры там уже постольку поскольку.
Пока не выложен обзор... почему, ты думаешь, жюри отметило твою работу? Есть догадки?
Вообще нет! Для меня был шок, так же, как и в прошлом году. Я не считаю, что плохо пишу, но и не считаю, что хорошо. Средне. Есть, к чему стремиться и так далее. Но вот именно эта работа... не знаю, загадка.
А на кого ты ориентируешься в творчестве? твои любимые книги?
Обожаю говорить про любимые книги. «Над пропастью во ржи» — образец! Люблю до безумия. Конечно, не в переводе, а в оригинале. Вообще, оригинал всегда лучше перевода. Много раз проверяла. Ещё — «Ешь, Молись, Люби», книга, изменившая всю мою жизнь. Добрая и светлая. «Тринадцатая сказка» — атмосферно, трогательно, загадочно. Кинг — «Ярость» (в стиле «Над пропастью»), Люблю такое. «Бесконечная история». Сегодня только второй раз прочла «Тепло наших тел». Про зомби, но какая же сказка. Просто восхитительно. Когда читаю или слышу добрые слова, просто душа поёт, а счастье так и струится в меня и из меня.
Попробуй предсказать развитие литературы в ближайшее время?
Вот тут больная тема. Про русскую литературу, увы, мало что могу сказать. Хорошо это или плохо, но я читаю только западную, уж ближе она мне как-то. И вот её развитие мне нравится. Я — человек своего времени. Классика, конечно, хорошо, но я люблю читать про современность, современных людей и их современные проблемы. И за это американских писателей особенно люблю. У них столько невероятных историй, приключений, и добрых и не очень, и позитивных и не очень. Хотя, конечно, не спорю, определённое количество откровенного дерьма так или иначе просачивается. Но тут уже каждый сам волен выбирать, что ему читать, а что обходить стороной. По поводу русской литературы — жаль, но развитие у неё какое-то грустное. Из современных авторов я лично знаю только несколько более или менее известных имён, и только имён. К их книгам приступать как-то не рискую. Но тут, мне кажется, многое зависит от издательств. Что они будут печатать, то мы и будем читать. В их руках будущее нашей литературы. А вкусы у них очень странные. Была на курсах, и вот там издатель жаловался, что, мол, на Западе одни бестселлеры, а у нас — тьма беспросветная. И по итогам курса набрал тех, чьи работы мне были совершенно непонятны. Он восхвалял «Исчезнувшую», а сам выбрал полные противоположности. Вот я и говорю, что издают муть всякую, а потом жалуются, куда мир катится.
А что в твоем понимании талант? Как отличить талантливого автора от просто трудолюбивого?
Талант... это дар Божий, иначе не скажешь. Хотя, нет, скажешь — кармическая задача, недавно прочла такое объяснение. Мне понравилось. В общем, что-то свыше. Причём, я твёрдо убеждена, что абсолютно у каждого человека есть талант к чему-то. не каждый его, конечно, использует. А трудолюбие — это уже упорство. Трудолюбием тоже можно, кстати, много добиться. Только разница, на мой взгляд, в следующем: вот два человека и стена. Трудолюбивый будет её лбом пробивать, ногтями ковырять, измучается, покалечится, но прорвётся, а талантливый только рукой взмахнёт, и стена рухнет. Как-то так. Другое дело, что рукой тоже надо взмахнуть, а не лежать на диване, пялиться в стену и ждать, что она упадёт от одного лишь взгляда твоего волшебного. Идеальное сочетание — талант + трудолюбие. В противном случае тяжко жить.
Какое одно свое произведение ты бы оставила, как память о себе для мира?
Ох, какой вопрос хороший. Стихи оставила бы. Только их, парочку.
Не процитируешь?
Вот сегодня перечитывала как раз. На один нарвалась. Старенький, но очень дорогой сердцу:
Не люблю,
Ни тебя, ни его, и не бывшего.
Чувства не жду,
Прошедшего или просто остывшего.
Молча сижу,
Пальцы скачут по кнопкам пластмассовым.
Я питаюсь сейчас
Только флиртом тупым, одноразовым.
Всё прошло.
Где ночи от страсти и пота солёные?
Где же я? Где же ты?
Где же мы, молодые, влюблённые?
Посмотри на весы.
Там сейчас пустота пополам с одиночеством.
Подавись
Моей фамилией, именем, отчеством.
Можешь вычеркнуть их
Из контактов, из списков, но не из прошлого.
Мне так больно,
От того, что не больно уже, что романтика наша ушла,
Оставив огрызки чего-то пошлого...
Ох, по-моему на этом можно красиво закончить.