Это, в общем-то, не рецензия даже – скорее, попытка разобраться в этом далеко не однозначном произведении, вызвавшем у меня массу вопросов. Прочитав его дважды, я не могу утверждать, что поняла текст до конца – однако некоторыми своими соображениями по его поводу я все-таки попробую поделиться. Впрочем, большую часть текста будут составлять вопросы… Боюсь, спойлеров мне не избежать – поэтому взявшимся читать эту рецензию я настоятельно советую вначале ознакомиться с оригинальным текстом. Да, и еще одно – разумеется, все, что я напишу – исключительно мое имхо.
Основной плюс повествования (это же одновременно и его минус) – строение, нелинейное, с многочисленными флешбеками, письмами, наблюдением с разных ракурсов. Разумеется, этот прием оживляет текст, но в то же время усложняет его восприятие. "Всего лишь данность" чем-то напомнил мне неплохой фильм "Помни", каждый новый эпизод которого позволяет зрителю узнать, что случилось до этого, и постепенно разобраться в том, что же в итоге приводит к трагическому финалу…
Усложняет текст рассказа также и то, что автор не особенно пытается помочь читателю разобраться – по крайней мере, первые страницы я отчаянно путалась в именах и никах героев, продираясь сквозь очень непривычный для "непосвящённого" человека сленг…
В какой-то момент я даже засомневалась: а в какое время происходит действие? Или даже – в какой реальности? Насколько "альтернативен" мир Макса (кстати, не "Mad Max" ли стоит у "истоков" этого имени?:)) нашему? Разобраться в этом может быть достаточно сложно из-за "компьютерного" языка главного героя – фразы: "... пытается читать файлы в его голове" и прочие подобные цитаты наводят на размышление… Играют ли Вирдж и Бармен роли киберов – или действительно ими являются, и т.д. Впрочем, история Алисы, думаю, все же указывает на то, что все происходит в нашем мире и в наше время. А сленг кибер-готов используется автором только для создания нужной атмосферы…
Каюсь, я так и не поняла, кто такие Рокси, Принцесса (и не является ли кто-то из них Гекатой?..), в кого именно влюбился Макс (о чем он пишет в письме своему учителю – или он завуалированно говорил о самом Хакере?) и, в конце концов, какую роль играла во всем этом Нина, для чего она в рассказе – кроме озвучивания правил БДСМ-вечеринок Альберта? К слову, такое количество правил и акцент на них (их чтение все-таки занимает добрый кусок текста) подводил к мысли, что кто-то – да та же Нина, скорее всего, обязательно нарушит их – но это ружье, как ни странно, так и не стреляет... В итоге этот момент смотрится в тексте лишним – как будто разъяснение (или даже реклама ;) Темы для непосвященных читателей. Плюс, в образе Нины явно прослеживаются элементы героинь юмористического фэнтези – и это не слишком соотносится с жанром рассказа, с остальным текстом и, опять же, выглядит частью какого-то другого произведения...
Единственным оправданием такого подробного перечисления правил может быть их соотнесение с правилами сообщества вампиров. Которые в итоге и нарушает Макс… "Игрушечные" законы БДСМщиков против жестоких законов не-людей. Где наказание – это не порка, а смерть. В таком случае, стоило больший акцент поставить, как мне кажется, не на правила тематических вечеринок, которым явно отведено больше внимания…
Еще один момент, который показался мне интересным, но так и не получил развития в тексте: "Но ни один из ресурсов не мог со стопроцентной точностью подтвердить реальное существование вампиров в современности. С другой стороны, миры Сталкера тоже не имеют такого подтверждения, но это не делает их менее реальными". При чем тут мир Сталкера (литературной серии, компьютерной игры, по которой она была написана – или романа "Пикник на обочине" братьев Стругацких?) и почему его "реальность" должна служить чем-то вроде доказательства существованию вампиров? Мне кажется, этот момент способен еще больше сбить читателя, который и так не до конца понимает, что происходит (по крайней мере, если уж говорить обо мне :) У меня появилась мысль, а не фэнтези ли – и не является ли сталкером из той самой Зоны герой? В конце концов, не зря же он носит это имя…
Подобные детали делают текст… несколько незавершенным, что ли. Он обещает загадки, предлагает читателю возможные линии развития сюжета, но в итоге те не находят никакого продолжения…
Жаль также, что в тексте нет четкого объяснения, почему Хакер не делает Сталкера ни своим донором (ведь это дало бы ему стопроцентную защиту от той же Гекаты и прочих бессмертных. А ограничения – ну что же, мне кажется, Алиса была бы даже не против:), ни Наследником (и вот тут мне уже действительно интересно!), хотя и дает намеки, что это абсолютно невозможно по каким-то причинам.... Мне кажется, без этого объяснения в итоге, в каком-то из последних писем, например, рассказ много теряет. И, в конце концов, почему он не мог взять своего Сталкера с собой в Лас-Вегас – ведь их же явно связывали достаточно теплые чувства, безусловно, гораздо ближе отношений учителя и ученика или обыкновенной дружбы [кролика и змеи].;) Но нет, вместо этого "друг" отправляет его к еще более опасному существу, чем Геката, надеясь лишь на благородство Альберта и на соблюдения договора...
Самой большой загадкой стал для меня финал – что же все-таки случилось? Рассказ заканчивается очень резко, оставляя тысячу вопросов. Кем была та девушка – "задание" Сталкера? Я правильно понимаю, что именно ее он спасал? Ведь это же не Нина?.. По крайней мере, ведет она себя гораздо разумнее. И, кстати, кого и кому обещал Альберт – уж не Макса ли, а не эту девчонку?..
Так или иначе, но, судя по всему, Альберт все-таки убивает Макса (с этого-то и начинается рассказ, являющийся, по сути, потоком воспоминаний) – то ли из-за неповиновения, то ли (и это мне кажется более вероятным), из-за того, что он рассказывает о вампирах спасенной... Ведь это было и было под самым строгим запретом. Мне даже приходит в голову вариант, что все задание Альберта изначально было "подставой" – уж слишком многие хотели "попробовать" Макса – возможно, и Альберт не был исключением?:)
Впрочем, финал можно трактовать и в совершенно постмодернистском ключе: Макс – не более чем персонаж чьей-то игры в компьютерном клубе "Портал". ;) Да той же Алисы… Ведь "Ты можешь загрузить любой квест, с любыми параметрами – и начать выполнять его…"
Кстати, твист с Максом / Алисой мне очень понравился. Вот это, действительно, было неожиданно, хотя, перечитывая текст, я увидела совершенно явные намеки в письмах Хакера и Макса…
Еще из "зацепившего" и запомнившегося – я благодарна автору за воспоминание о Кайдановском и за слова "Ты – моя Зона"... Это было очень сильно. И больно…
Подводя итог, могу сказать, что, несмотря на мои критические замечания, рассказ мне понравился. Это, безусловно, далеко не "середнячек", иначе я бы, скорее, искала, за что его похвалить… ;) А если, читая, постоянно хочется вступить в диалог с автором, значит, рассказ действительно "зацепил". И я была бы рада понять его до конца – и, возможно, помочь сделать его чуть понятнее для других читателей (впрочем, не исключаю, что такие проблемы с восприятием могли быть у меня одной…)
И еще одно… В чем-то, как мне показалось, рассказ Арахны и мой "Le vampire nouveau" перекликаются. Помимо "внешней" составляющей – "готической" тусовки и элементов киберпанка общее есть и в соотношении "вампир – человек". Вампиры – это та "данность", которую человеку приходится принимать, как какое-нибудь цунами – их поступки могут не отвечать нашей логике, понятиям о морали, дружбе, ответственности, любви и т.д. – и будет огромной ошибкой приписывать им все это... Очень даже симпатичный, по-человечески симпатичный Альберт без сожаления вонзит клыки в горло героя лишь потому, что ему так захотелось. Бездна между двумя видами бесконечна, и тот, кто верит, что сможет преодолеть ее, вероятнее всего, сорвется... Так что не стоит даже тешить себя иллюзиями. :)
Впрочем, это уже выбор каждого… И герой его сделал.
Я, разумеется, не судья в этом конкурсе – но тема, которую сформулировала Арахна, на мой взгляд, раскрыта полностью.
Усложняет текст рассказа также и то, что автор не особенно пытается помочь читателю разобраться – по крайней мере, первые страницы я отчаянно путалась в именах и никах героев, продираясь сквозь очень непривычный для "непосвящённого" человека сленг…
В какой-то момент я даже засомневалась: а в какое время происходит действие? Или даже – в какой реальности? Насколько "альтернативен" мир Макса (кстати, не "Mad Max" ли стоит у "истоков" этого имени?:)) нашему? Разобраться в этом может быть достаточно сложно из-за "компьютерного" языка главного героя – фразы: "... пытается читать файлы в его голове" и прочие подобные цитаты наводят на размышление… Играют ли Вирдж и Бармен роли киберов – или действительно ими являются, и т.д. Впрочем, история Алисы, думаю, все же указывает на то, что все происходит в нашем мире и в наше время. А сленг кибер-готов используется автором только для создания нужной атмосферы…
Каюсь, я так и не поняла, кто такие Рокси, Принцесса (и не является ли кто-то из них Гекатой?..), в кого именно влюбился Макс (о чем он пишет в письме своему учителю – или он завуалированно говорил о самом Хакере?) и, в конце концов, какую роль играла во всем этом Нина, для чего она в рассказе – кроме озвучивания правил БДСМ-вечеринок Альберта? К слову, такое количество правил и акцент на них (их чтение все-таки занимает добрый кусок текста) подводил к мысли, что кто-то – да та же Нина, скорее всего, обязательно нарушит их – но это ружье, как ни странно, так и не стреляет... В итоге этот момент смотрится в тексте лишним – как будто разъяснение (или даже реклама ;) Темы для непосвященных читателей. Плюс, в образе Нины явно прослеживаются элементы героинь юмористического фэнтези – и это не слишком соотносится с жанром рассказа, с остальным текстом и, опять же, выглядит частью какого-то другого произведения...
Единственным оправданием такого подробного перечисления правил может быть их соотнесение с правилами сообщества вампиров. Которые в итоге и нарушает Макс… "Игрушечные" законы БДСМщиков против жестоких законов не-людей. Где наказание – это не порка, а смерть. В таком случае, стоило больший акцент поставить, как мне кажется, не на правила тематических вечеринок, которым явно отведено больше внимания…
Еще один момент, который показался мне интересным, но так и не получил развития в тексте: "Но ни один из ресурсов не мог со стопроцентной точностью подтвердить реальное существование вампиров в современности. С другой стороны, миры Сталкера тоже не имеют такого подтверждения, но это не делает их менее реальными". При чем тут мир Сталкера (литературной серии, компьютерной игры, по которой она была написана – или романа "Пикник на обочине" братьев Стругацких?) и почему его "реальность" должна служить чем-то вроде доказательства существованию вампиров? Мне кажется, этот момент способен еще больше сбить читателя, который и так не до конца понимает, что происходит (по крайней мере, если уж говорить обо мне :) У меня появилась мысль, а не фэнтези ли – и не является ли сталкером из той самой Зоны герой? В конце концов, не зря же он носит это имя…
Подобные детали делают текст… несколько незавершенным, что ли. Он обещает загадки, предлагает читателю возможные линии развития сюжета, но в итоге те не находят никакого продолжения…
Жаль также, что в тексте нет четкого объяснения, почему Хакер не делает Сталкера ни своим донором (ведь это дало бы ему стопроцентную защиту от той же Гекаты и прочих бессмертных. А ограничения – ну что же, мне кажется, Алиса была бы даже не против:), ни Наследником (и вот тут мне уже действительно интересно!), хотя и дает намеки, что это абсолютно невозможно по каким-то причинам.... Мне кажется, без этого объяснения в итоге, в каком-то из последних писем, например, рассказ много теряет. И, в конце концов, почему он не мог взять своего Сталкера с собой в Лас-Вегас – ведь их же явно связывали достаточно теплые чувства, безусловно, гораздо ближе отношений учителя и ученика или обыкновенной дружбы [кролика и змеи].;) Но нет, вместо этого "друг" отправляет его к еще более опасному существу, чем Геката, надеясь лишь на благородство Альберта и на соблюдения договора...
Самой большой загадкой стал для меня финал – что же все-таки случилось? Рассказ заканчивается очень резко, оставляя тысячу вопросов. Кем была та девушка – "задание" Сталкера? Я правильно понимаю, что именно ее он спасал? Ведь это же не Нина?.. По крайней мере, ведет она себя гораздо разумнее. И, кстати, кого и кому обещал Альберт – уж не Макса ли, а не эту девчонку?..
Так или иначе, но, судя по всему, Альберт все-таки убивает Макса (с этого-то и начинается рассказ, являющийся, по сути, потоком воспоминаний) – то ли из-за неповиновения, то ли (и это мне кажется более вероятным), из-за того, что он рассказывает о вампирах спасенной... Ведь это было и было под самым строгим запретом. Мне даже приходит в голову вариант, что все задание Альберта изначально было "подставой" – уж слишком многие хотели "попробовать" Макса – возможно, и Альберт не был исключением?:)
Впрочем, финал можно трактовать и в совершенно постмодернистском ключе: Макс – не более чем персонаж чьей-то игры в компьютерном клубе "Портал". ;) Да той же Алисы… Ведь "Ты можешь загрузить любой квест, с любыми параметрами – и начать выполнять его…"
Кстати, твист с Максом / Алисой мне очень понравился. Вот это, действительно, было неожиданно, хотя, перечитывая текст, я увидела совершенно явные намеки в письмах Хакера и Макса…
Еще из "зацепившего" и запомнившегося – я благодарна автору за воспоминание о Кайдановском и за слова "Ты – моя Зона"... Это было очень сильно. И больно…
Подводя итог, могу сказать, что, несмотря на мои критические замечания, рассказ мне понравился. Это, безусловно, далеко не "середнячек", иначе я бы, скорее, искала, за что его похвалить… ;) А если, читая, постоянно хочется вступить в диалог с автором, значит, рассказ действительно "зацепил". И я была бы рада понять его до конца – и, возможно, помочь сделать его чуть понятнее для других читателей (впрочем, не исключаю, что такие проблемы с восприятием могли быть у меня одной…)
И еще одно… В чем-то, как мне показалось, рассказ Арахны и мой "Le vampire nouveau" перекликаются. Помимо "внешней" составляющей – "готической" тусовки и элементов киберпанка общее есть и в соотношении "вампир – человек". Вампиры – это та "данность", которую человеку приходится принимать, как какое-нибудь цунами – их поступки могут не отвечать нашей логике, понятиям о морали, дружбе, ответственности, любви и т.д. – и будет огромной ошибкой приписывать им все это... Очень даже симпатичный, по-человечески симпатичный Альберт без сожаления вонзит клыки в горло героя лишь потому, что ему так захотелось. Бездна между двумя видами бесконечна, и тот, кто верит, что сможет преодолеть ее, вероятнее всего, сорвется... Так что не стоит даже тешить себя иллюзиями. :)
Впрочем, это уже выбор каждого… И герой его сделал.
Я, разумеется, не судья в этом конкурсе – но тема, которую сформулировала Арахна, на мой взгляд, раскрыта полностью.