Мне не хочется разбирать «Мир иллюзий» как литературное произведение. Хотя он, конечно, заслуживает, чтобы о нём говорили, и говорили подробно. Хороший яркий язык, умение четко сформулировать сложную идею. Очень заметно, что автор привык работать со словом профессионально. Сложная и остроумная композиция. Все это в романе есть, и если вы решите его читать, то не пожалеете.
И вместе с тем, «Мир иллюзий» настолько убедителен, что мне неловко его препарировать – возникает чувство, что вторгаюсь в самые настоящие и болезненные переживания незнакомого человека. Поэтому, да простит меня Александра Клюшина, если у меня вырвется какая-нибудь бестактность – я честно постараюсь этого избежать.
Итак. Жили-были девушка и женщина. И обе были страшно, по-настоящему несчастны. Не так, как у Шекспира, а как это бывает в реальной жизни. Станиславе негде и не на что жить, любимый (о нем в романе нет ни одного худого слова, но я всё-таки скажу – нарциссичный поганец) поматросил и бросил, ребенок плохо учится и хамит, а второй хотел бы поддержать маму, да слишком молод. У Анастасии умер близкий человек. И все это настолько убедительно, обыденно, страшно, и узнаваемо, что хочется закрыть книгу, заплакать и сказать: «Я не хочу это видеть. Со мной такого никогда не случится!» И малодушно добавить: «Они сами, наверняка, виноваты!». Для меня, Ад, описанный в «Мире иллюзий» - самый настоящий и жуткий. Когда все-все плохо, и никто не поможет.
Однажды за Анастасией приходит вампир Жиль. Вернее, некое существо, которое для удобства назвали вампиром. И происходит это в тот момент, когда уже не осталось сил даже на отчаяние - только холод и апатия.
Строго говоря, Жиля нельзя назвать вампиром в традиционном смысле. Он не пьёт кровь, и не приносит людям никакого вреда. Он питается даже не эмоциями, а «парами» эмоций. Более того, обратившись, Анастасия обнаруживает, что может быть даже полезной – она может влиять на поведение людей. И первым делом возвращает подгулявшего банкира его возлюбленной. Она может даже больше – излечить от смертельной болезни, но делать это крайне опасно.
У меня большое искушение пересказать весь роман, но это было бы нечестно по отношению к остальным читателям, да и бессмысленно – кроме сюжета, в «Мире иллюзий» описывается очень своеобразная система мироустройства. И эта система очень хороша – в неё хочется верить. Верить в то, что даже тогда, когда неоткуда ждать помощи, придет кто-то добрый и заботливый, и спасет. Что смерть – это не конец, а просто неизвестность. Что никто не уходит бесследно. Более того – если очень надо, можно вернуться назад.
Хочется сказать несколько слов о героинях. Анастасии и Станиславе. Я почему-то сразу и безоговорочно поверила в Станиславу. В то, что вся её жизнь не только описана, но и прожита. Что все сны не придуманы, а приснились по-настоящему. И за неё мучительно по-настоящему обидно. А вот Анастасия… Мне показалось, что это – та же Станислава, только ещё не совершившая всех своих ошибок. До того, как она вышла замуж за подлеца и отдала ему квартиру, и до того, как родила детей, которые так надежно держат её в этой опостылевшей жизни. Она как будто не очень настоящая, но и в ней чувствуется будущая обреченность Станиславы. Мне очень хочется думать, что автор это все придумал и роман появился на свет благодаря феноменальной наблюдательности и эмпатии автора. Но почему-то не оставляет чувство, что все это взаправду.
В заключение мне хочется пожелать Александре Клюшиной и большой писательской славы, и житейской удачи.
Итак. Жили-были девушка и женщина. И обе были страшно, по-настоящему несчастны. Не так, как у Шекспира, а как это бывает в реальной жизни. Станиславе негде и не на что жить, любимый (о нем в романе нет ни одного худого слова, но я всё-таки скажу – нарциссичный поганец) поматросил и бросил, ребенок плохо учится и хамит, а второй хотел бы поддержать маму, да слишком молод. У Анастасии умер близкий человек. И все это настолько убедительно, обыденно, страшно, и узнаваемо, что хочется закрыть книгу, заплакать и сказать: «Я не хочу это видеть. Со мной такого никогда не случится!» И малодушно добавить: «Они сами, наверняка, виноваты!». Для меня, Ад, описанный в «Мире иллюзий» - самый настоящий и жуткий. Когда все-все плохо, и никто не поможет.
Однажды за Анастасией приходит вампир Жиль. Вернее, некое существо, которое для удобства назвали вампиром. И происходит это в тот момент, когда уже не осталось сил даже на отчаяние - только холод и апатия.
Строго говоря, Жиля нельзя назвать вампиром в традиционном смысле. Он не пьёт кровь, и не приносит людям никакого вреда. Он питается даже не эмоциями, а «парами» эмоций. Более того, обратившись, Анастасия обнаруживает, что может быть даже полезной – она может влиять на поведение людей. И первым делом возвращает подгулявшего банкира его возлюбленной. Она может даже больше – излечить от смертельной болезни, но делать это крайне опасно.
У меня большое искушение пересказать весь роман, но это было бы нечестно по отношению к остальным читателям, да и бессмысленно – кроме сюжета, в «Мире иллюзий» описывается очень своеобразная система мироустройства. И эта система очень хороша – в неё хочется верить. Верить в то, что даже тогда, когда неоткуда ждать помощи, придет кто-то добрый и заботливый, и спасет. Что смерть – это не конец, а просто неизвестность. Что никто не уходит бесследно. Более того – если очень надо, можно вернуться назад.
Хочется сказать несколько слов о героинях. Анастасии и Станиславе. Я почему-то сразу и безоговорочно поверила в Станиславу. В то, что вся её жизнь не только описана, но и прожита. Что все сны не придуманы, а приснились по-настоящему. И за неё мучительно по-настоящему обидно. А вот Анастасия… Мне показалось, что это – та же Станислава, только ещё не совершившая всех своих ошибок. До того, как она вышла замуж за подлеца и отдала ему квартиру, и до того, как родила детей, которые так надежно держат её в этой опостылевшей жизни. Она как будто не очень настоящая, но и в ней чувствуется будущая обреченность Станиславы. Мне очень хочется думать, что автор это все придумал и роман появился на свет благодаря феноменальной наблюдательности и эмпатии автора. Но почему-то не оставляет чувство, что все это взаправду.
В заключение мне хочется пожелать Александре Клюшиной и большой писательской славы, и житейской удачи.