Тру в формате архива

Уважаемые пользователи и гости сайта, настало то время, когда работа Тruebloodsite.org приостанавливается. Сайт теперь работает в формате изредка обновляемого архива. Что это значит - читайте в полном посте.

Рекламный баннер



Последние новости

Элизабет Блэкмор появится в "Сверхъестественном"

Элизабет Блэкмор появится в "Сверхъестественном"

Сэм и Дин Винчестер еще борются с Тьмой в 11-м сезоне, но создатели "Сверхъестественное" уже смотрят вперед. Шоу получило еще один сезон, и в следующем году в приключениях Винчестеров примет участие новый женский персонаж. Элизабет Блэкмор из "Дневников вампира" сыграет леди Тони Бэвилл, которая дебютирует в 11-м сезоне и вернется в 12-м.
Akya / 13-04-2016, 07:21

Второй трейлер 6 сезона "Игра престолов"

Второй трейлер 6 сезона "Игра престолов"

Канал HBO выпустил новый трейлер предстоящего сезона сериала "Игра престолов". Дата выхода 1 серии сезона - 24 апреля в оригинале.
Akya / 13-04-2016, 07:02

Катерина Грэхэм покидает "Дневники вампира"

Катерина Грэхэм покидает "Дневники вампира"

"Восьмой сезон станет для меня последним", — сообщила актриса журналистам Us Weekly. Вслед за своими коллегами Ниной Добрев и Майклом Тревино, Катерина Грэхэм прощается с сериалом, который принес ей популярность.
Ксения_Я / 10-04-2016, 05:17

Последние комментарии

Автор Джинн в посте:
Роман «Книга о человеческой...
Автор Элина в посте:
Почему Елене и Дэймону сужд...
Автор Кaterin в посте:
Фанфик "Слаще мёда" 12+
Автор Монтефиоре в посте:
"Вампиры" - фантастически...
Автор Net Tab в посте:
Конкурс "Трансильвания-201...
Автор Ники в посте:
Фанфик "Изменяющие будущее...
(все комментарии)






Недавние новости

CW дал продление всем своим сериалам

CW дал продление всем своим сериалам

10 марта 2016 года президент телеканала CW Марк Педовиц сделал неожиданное заявление о том, что все шоу телеканала получили свое продление на следующий сезон. "Дневники вампира", "Сверхъестественное", "Первородные" и "Сотня"вернутся на следующий год, чтобы порадовать своих преданных фанатов. Получил продолжение и новый сериал канала "Легенды завтрашнего дня".
Ксения_Я / 1-04-2016, 15:04

Дилан О'Брайен серьезно пострадал на съемках

Дилан О'Брайен серьезно пострадал на съемках
По официальному сообщению киностудии 20th Century Fox, сделанному 18 марта 2016 года, съемки третьей части франшизы "Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти" приостановлены на неопределенный срок. Причина - серьезные травмы, полученные Диланом О'Брайеном, звездой этой трилогии.
Ксения_Я / 20-03-2016, 09:45

Второй трейлер фильма "Тарзан. Легенда"

Второй трейлер фильма "Тарзан. Легенда"

Ранее мы уже рассказывали о фильме "Тарзан. Легенда", в котором Александру Скарсгарду досталась главная роль. В сети появился второй официальный промо-ролик предстоящей премьеры, а также уточнилась дата - 1 июля 2016 года.
Akya / 18-03-2016, 06:14

Харрис и Уитвер сыграют в "Однажды в сказке"

Харрис и Уитвер сыграют в "Однажды в сказке"

Хэнк Харрис ("Человек в высоком замке") и Сэм Уитвер ("Быть человеком") появятся в "Однажды в сказке".
Akya / 18-03-2016, 06:04

Трейлер 3 сезона сериала "Ужасы по дешевке

Трейлер 3 сезона сериала "Ужасы по дешевке

Телеканал Showtime представил трейлер третьего сезона мистического сериала "Ужасы по дешевке". "Прими свою темную сторону" - таким будет слоган нового сезона.
Ксения_Я / 29-02-2016, 04:27

Промо-постеры персонажей 6 сезона "Game of thrones"

Промо-постеры персонажей 6 сезона "Game of thrones"

Новый шестой сезон "Game of thrones" выйдет на экраны 25 апреля в РФ, а пока в сети появились промо-постеры с персонажами. Судя по ним, сезон обещает быть темным и мрачным.
Akya / 25-02-2016, 06:55

Синопсисы и стиллы новых эпизодов "Сонной лощины"

Синопсисы и стиллы новых эпизодов "Сонной лощины"

Новый эпизод "Сонной лощины" выходит уже на этой неделе, а пока поклонники могут полюбоваться стиллами и прочитать синопсисы предстоящих эпизодов сериала
Akya / 4-02-2016, 15:35

Кэт Грэхем для Basic Magazine

Кэт Грэхем для Basic Magazine

Актриса сериала "Дневники вампира", Катерина Грэхем, появилась в январском номере Basic Magazine 2016 в новом, ярком образе
Akya / 1-02-2016, 09:25

Смотрите также


Вы находитесь: Главная » Ориджинал » Критические статьи » Как написать хорошую вампирскую историю
Для быстрого перехода в интересующий вас раздел воспользуйтесь экспресс-меню справа:
Как написать хорошую вампирскую историю /  Критические статьи
Добавлено kysh 15-04-2013, 00:53
Комментариев: 30 Просмотров: 4605
Средняя оценка: 5
Голосов: 7
Успех Брэма Стокера, непринуждённо породившего целый тренд в мировой литературе и кинематографе, создаёт у начинающих – и не очень начинающих – писателей опасную иллюзию: что тема вампиров беспроигрышна сама по себе. В действительности тема вампиров для литературы ничем не лучше и не хуже всякой другой темы – будь то революционные матросы, индейцы, китобойный промысел или будни университетского профессора. Излишне пояснять, что плохое владение литературным языком и тем более грамматические ошибки убийственны для любой темы. Но разъяснять безграмотным графоманам их безграмотность обычно бесполезно, поэтому данное эссе адресовано не им, а тем, кто как минимум понимает смысл интернет-мема «стали более лучше одеваться».
Всякая тема является лишь поводом для высказывания, и этот повод должен функционально работать. В первую очередь следует задаться вопросом: «А что, собственно, я хочу рассказать в своей истории?». Если в голову не приходит никакого ответа, кроме: «Ну, там будет вампир, он загрызёт энное количество героев, а потом его проткнут осиновым колом (вариант: помирятся и будут с ним дружить)», - то замысел лучше отложить в ящик стола и подумать ещё. Возьмём, к примеру, компактный роман Мирчи Элиаде «Девица Кристина» - маленький шедевр, где с помощью вампирского сюжета сказано очень много. Тут и тяга к прошлому, которое воплощает собой Кристина – ужасному, тёмному, крепостническому прошлому восточноевропейской аристократии, которое, однако же, выглядит притягательным по сравнению с выродившимся и убогим настоящим. Тут и нежелание самого этого прошлого умирать окончательно, его попытки взять настоящее под свой контроль. Тут и родовое проклятие Истории – потому что даже при искреннем желании порвать с прошлым потомкам никуда от этого прошлого не деться, и не случайно юные племянницы Кристины, и «плохая» Симина, и «хорошая» Санда, обе умирают в тот момент, когда Егор наконец пронзает сердце Кристины колом. Убив прошлое, мы убиваем и себя. Ну и наконец – как же без этого в романе? – история женской ревности, обострённая тем, что ревнует мёртвая к живой.
Таким образом, взявшись за вампирскую историю, нужно прежде всего поставить вопрос: «А что хочу сказать этим лично я? Что подвигло меня взяться за тему, которую использовали до меня много раз?». И если ответа не найдётся, то лучше, право, не браться.
Определившись с замыслом, следует ясно продумать способ его воплощения. Это покажется трюизмом, но вампирская история должна пугать. К сожалению, на практике это далеко не такая простая задача, и она требует продуманного решения. У Брэма Стокера читателей пугал сам голый факт кусания за горло и высасывания крови. Но не прошло и двух десятилетий после смерти Стокера, как этот источник страха был исчерпан, о чём свидетельствует «Дракула» Тода Браунинга. Фильм 1931 г., где Бела Лугоши впервые задал парадигму гламурного и обаятельного вампира – столь популярную вплоть до наших дней, - очень чётко маркирует этот рубеж. Красные губы Люси к 1930-м годам стали банальной деталью женского макияжа, а литературный граф, спящий в гробу и время от времени кусающий красивых женщин, стал выглядеть чуть ли не милым чудаком в сравнении со вполне реальными политиками, готовыми походя отправить в лагеря и на расстрел тысячи людей. С этого момента вампиры приобретают двусмысленную роль «плохих, но обаятельных парней», а вакансию «ужасных чудовищ» замещают вначале оборотни, а потом импортированные из Африки зомби. (Впрочем, кажется, и зомби бояться уже всем надоело, о чём свидетельствует анонс только что вышедшего фильма «Тепло наших тел»).
Если же автор хочет продолжать пугать читателя вампиром, он вынужден изобрести что-то посущественнее укусов в горло. Кинорежиссёрам проще – они могут использовать компьютерную графику, заставляя своего героя превращаться в жуткого монстра, отращивать крылья, выходить из стен и т.д. Писатель лишён этих возможностей, так как на бумаге наращивание устрашающих способностей выглядит не столь убедительно; к тому же оно имеет свои пределы, за которыми ужасное переходит в комическое (даже кинематограф не застрахован от последней опасности – взять хотя бы «Ван Хельсинга», где летающие и разгуливающие по потолку вампиры вот-вот грозят сорваться за грань фола). Есть, впрочем, иной выход – не количественный, а качественный, и наиболее талантливые авторы применяют именно его: пугать чем-то иным. В уже упомянутом романе Элиаде Кристина вообще никого не кусает, и тем не менее роман эффективно нагнетает ужас. Пугает само присутствие Кристины, сама непостижимая связь между помещицей-садисткой (эдакой румынской Салтычихой, убитой своими крестьянами) и её респектабельной роднёй, которая изо всех сил тщится скрыть фамильный «скелет в шкафу». Пугает и то, как проницательно понимает Кристина психологию главного героя, его уязвимые места.
Из этого следует, что само введение вампира в сюжет – отдельное искусство, необходимость которого редко осознаётся. Ибо как только вы написали фразу: «Из темноты выступил бледный молодой человек с длинными чёрными волосами», - на этом месте ваш опус можно закрыть и отправить в мусорную корзину. Потому что универсальным правилом вампирского жанра (если, конечно, вы не пишете пародию) является необходимость интриги. Читатель до определённого времени должен мучиться в догадках – верить или не верить тому, что один из героев вампир. Исключение составляют лишь сюжеты, написанные от лица вампира (что является весьма поздним изобретением), и литература такого рода, как правило, художественно проигрывает старой доброй стокеровской традиции – если только не задействует какие-то глубоко оригинальные решения самой темы. (Совершенно не желаю обидеть поклонников «Интервью с вампиром», но это самый выдающийся пример деградации жанра).
В качестве примера хочется привести великолепную новеллу А.М. Ремизова «Жертва», которая – при том, что формально там, как и у Элиаде, за горло никого не кусают, - может быть сочтена образцом вампирской литературы. Рассказ ведётся так, что главный герой новеллы, в начале представленный как почтенный отец семейства, по ходу действия начинает вызывать у читателя всё больший и больший ужас; и когда ближе к концу рассказа кусочки паззла начинают складываться, читатель вдруг осознаёт, что на самом-то деле Пётр Николаевич мёртв уже пятнадцать лет – и тогда всё встаёт на свои места, и нам остаётся только дожидаться развязки (весьма, впрочем, нетривиальной).
Обозначив таким образом круг необходимых условий, которые требуются для хорошей вампирской истории, перейдём к семи наиболее типичным ошибкам, которые совершают современные авторы.
1. Недостаток тайны. Тайна является альфой и омегой вампирского сюжета. Начинать сюжет фразами типа: «Шёл дождь. Охотники на вампиров промокли», - или: «Пра-правнук Дракулы проснулся в своём гробу», - можно только в том случае, если вы пишете юмореску. Но юмореска не имеет отношения к вампирскому жанру – юмореска о вампирах ничем не отличается от любой другой юморески. В вампирской литературе вменяемый рассказчик не должен раскрывать читателю все карты сразу. См. выше об искусстве введения вампира в сюжет.
2. Переизбыток вампиров. Целые толпы вампиров, воюющих с оборотнями, инквизиторами, космонавтами и т.д. – дурной тон. Не надо путать литературу с компьютерной игрой. В литературе персонаж – как валюта: неконтролируемая эмиссия ведёт к инфляции и потере всякой ценности.
3. Смешение жанров. Остерегайтесь сталкивать вампиров с эльфами и хоббитами. Если бы Толкиен захотел, чтобы в его мире были вампиры, он бы их упомянул. Ещё хуже выглядит гибрид вампирского жанра с боевиком, когда Силы Добра и Силы Зла в больших количествах махаются всеми частями тела, стреляют и гоняют на мотоциклах. Вампирской прозе к лицу небольшое количество персонажей, неспешно раскручивающийся темп и тщательно прописанная психология участников событий. Старомодно, скажете? Да ведь суть всей готической литературы вообще – в её старомодности.
4. Незнание реалий страны или эпохи. Вампирская тематика коварна в первую очередь тем, что в массовом сознании устойчиво ассоциируется с «заграницей» и «историческим прошлым». Обе эти ассоциации имеют основания (хотя А.К. Толстой, например, в своём «Упыре» описывал современную ему Москву, но и у него без загранпоездки в Италию не обошлось). Проблема в том, что больше всего чешутся руки писать об «историческом» и «заграничном» у тех, кто весьма слабо ориентируется в соответствующих реалиях.
Населить Англию XVIII в. католическими монахами или одеть русского купца 1860-х гг. в «вельветовый пиджак» (был и такой случай среди работ прошлогоднего конкурса) – лучший способ запороть даже неплохо придуманный сюжет. Читатель способен простить отдельный ляп в тщательно выписанном мире, но подсовывать читателю откровенную халтуру – хамство (кажется, писатели – единственная профессия, представители которой не несут никакой ответственности за некачественные товары и услуги!). Что особенно досадно, некоторые халтурщики защищают своё право на халтуру, пуская в ход эрудицию. Мол, у Шекспира тоже Богемия на берегу моря, так что художник, а особливо тот, кто пишет сказку, имеет право на творческую вольность. Ну, во-первых, у Шекспира не было Интернета, позволяющего справиться о расположении Богемии за две минуты, а во-вторых... если хватает эрудиции на то, чтобы знать о ляпах у Шекспира, начните исправлять не с Шекспира, а с себя.
Золотое правило любого жанра, а не только вампирского: не беритесь писать о том, чего не знаете. Свою лень и нежелание изучать материал некоторые авторы маскируют тем, что сочиняют условный, вымышленный мир с вымышленными городами и именами. Это, конечно, спасает от откровенных глупостей, но общее впечатление производит крайне неблагоприятное. Во-первых, вымышленные миры хорошо получаются только у тех, кто обладает неподдельной эрудицией: например, Толкиен перед тем, как придумать своё Средиземье, десятилетиями изучал средневековую литературу на нескольких языках. Без надлежащего уровня знаний вымышленные миры выходят удручающе однообразными: некая условно-среднестатистическая Западная Европа, размазанная где-то между XIV и XIX веками. Во-вторых, вампирской литературе вымышленные миры противопоказаны. В вампирском сюжете главное – это ощущение сверхъестественного, выходящего за рамки обыденных представлений о реальности. В мирах, где маги, оборотни и гномы запросто разгуливают по улицам, этому ощущению нет места: вымышленные миры затем и создаются, что автору необходим мир, где чудесное естественно. Для вампирского сюжета, напротив, нужен фон самый реалистический. А создавать «реалистический» вымышленный мир смысла не имеет, он будет просто удвоением реального мира, с головой выдающим свою задачу – скрыть нежелание автора этот самый (основной) реальный мир изучить.
(Если интересно, как должен был называться предмет одежды у купца – правильный ответ «плисовый кафтан»).
5. Увлечение гламуром. К сожалению, многие авторы – как начинающие, так и именитые, - рассматривают вампирическую тему как повод поговорить о стильной светской жизни. Кажется, в этом повинны всё те же Тод Браунинг на пару с Белой Лугоши: оригинальный роман Стокера ничего не говорит о повышенной элегантности Дракулы, да и замок у него весьма запущенный. (Во всей литературе XIX в. единственный вампир, которого можно с натяжкой назвать гламурным – лорд Рутвелл из «Вампира» Джона Полидори, но и там особых подробностей его быта не даётся).
Современные же авторы утрачивают всякий вкус и меру, насыщая свои тексты названиями сигар, коньяков и автомобилей – так что рассказ о вампирах превращается в product placement! Кроме того, увлечение автора гламуром отвлекает читателя от основной материи сюжета и наводит на перманентные размышления о том, сколько «деревянных» автор зарабатывает в месяц и в какой коммуналке он снимает комнату. Сосредоточенность на предметах роскоши чаще всего создаёт обратное впечатление – материального и духовного убожества пишущего. Не выставляйте себя Эллочкой-людоедкой, мечтающей о воротнике из шанхайских барсов.
И гоните поганой метлой слово «шикарный», если только вы не взяли сюжет из жизни проституток XIX в. (к жаргону коих это словечко и относится).
6. Наукообразие. Не следует злоупотреблять попытками подвести научную основу под существование, физиологию и процесс питания вампиров. Готическая фантастика – не НФ. Попытки скрестить то и другое редко удачны, и не стоит обольщаться успехом «Франкенштейна» Мэри Шелли: это исключение, которое своим существованием в немалой степени обязано тому, что появилось на свет очень рано, когда естественнонаучные знания и навыки их литературного описания были ещё весьма приблизительны, а память о синкретизме науки и магии ещё свежа. Более того, квазинаучное разъяснение физиологии вампиров губит на корню тот элемент таинственного, который просто необходим литературе на эту тему. У Брэма Стокера, который ввёл в свой роман двух профессиональных медиков, хватило ума воздержаться от того, чтобы заставлять их объяснять природу Дракулы.
Противоположным пороком является -
7. Физиологическое или психологическое неправдоподобие. Прежде чем заставить вашего героя-вампира складывать штабелями тела высосанных насмерть жертв, подумайте о том, что в организме человека в среднем четыре литра крови. Моя приятельница по университету выжила после потери двух (без каких-либо переливаний). Можете даже провести эксперимент, купив три-четыре литровых пакета сока и попытавшись выпить за один приём. Вампиры, конечно, сверхъестественные существа, но про увеличение желудка и туловища традиция ничего не говорит.
Кстати, фольклор в этом смысле гораздо убедительнее. В фольклоре вы не найдёте гор трупов с перегрызенными шеями – там жертва вампира умирает постепенно, болея и слабея. Что неудивительно, ведь фольклор сохраняет лишь то, во что готовы поверить слушатели. А беда современных писателей – в том, что они и не стараются поверить в собственных героев (хотя бы на то время, пока о них пишут).
Мы подходим к итоговому выводу – как бы вы ни решали вампирскую тему, читатель, вплоть до того момента, как он закроет книгу, должен верить в происходящее. Без этой веры невозможно искреннее переживание ужаса – элемента, необходимого в вампирской литературе так же, как сексуальное возбуждение в литературе эротической. Даже если вы решили, что ваш вампир будет милейшим лапочкой – что ж, сделайте страшным кого-то другого (ну хотя бы человека, по закону антитезы; в качестве интересных и ещё не исчерпанных возможностей я рассматриваю трактора, заводные игрушки и домашних кроликов). Это банальность, но вампирский жанр живёт по системе Станиславского, и если читатель скажет: «не верю», - автору не помогут ни буйство фантазии, ни стилистические изыски.
И, конечно, самое главное: вне зависимости от того, о чём вы пишете, каждый настоящий писатель – вампир. Литература, чтобы стать бессмертной, нуждается в чужой крови. О чём это я? Да о классиках. Читайте классику! Только чукча из анекдота «писатель, а не читатель». И начать стоит с Александра Сергеевича Пушкина, который действительно наше всё. В том числе и по части вампиров. В «Песнях западных славян» есть прелестная баллада «Марко Якубович» - рекомендуется всем.

Автор Елифёрова Мария Витальевна.

Похожие публикации:
30) От Шерил 3 марта 2014 01:16  
На сайте с 1.12.2013 Публикаций: 3 Комментариев: 71

Проверенный
Цитата: Levana
А теперь давайте поднимем руки те, кто с призраками не встречался, а то уже как-то страшно становится остаться в меньшинстве))

*и.... руку не подняла* ХДД

Цитата: Levana
"Оставьте несчастных зверушек в покое, жрите то, что природой положено!"

Чтобы потом и люди попали под защиту Грина, как вымирающий вид ХД

Цитата: Levana
"ну почему вампир-то?"

Потому что Лестааааат (с)
А вообще не знаю. Помню, что первый персонаж был вампир и что раса мне из предлагаемых была ближе. Ну, не люблю я эльфов, оборотней и иже с этим. Хотя большинство моих работ вампиров не касаются, как бы их не любила. Мне кажется, вампиры стали популярными за счет того, что "ну они же вааааау какие классные/красивые/сексуальные/офигенные и я такой же стану, если обратят". В последнее время вампир стал неким лекарством от неудачной жизни, операция красоты без периода реабилитации и +100 к популярности героини, небесная манна с клыками х)
29) От Levana aka Елена 2 марта 2014 22:02  
На сайте с 17.11.2010 Публикаций: 95 Комментариев: 4925

Модератор
Цитата: No_comment
А вот с кем у ни должны были возникнуть проблемы, так это с егерями. Столько растерзанных медведей и пум...

biglaugh
И с вездесущим Гринписом) Так и вижу эти плакаты "Оставьте несчастных зверушек в покое, жрите то, что природой положено!"))

Цитата: Landolf
Вампир - создание на любые времена.

Эх... я тут вообще не в тему, но меня уже который год мучает риторический "ну почему вампир-то?" Ну что в этой кровососущей, мертвой штуке такого особенного? Вообще, если вдуматься, оно бы уже перевалив за вторую, а то и за первую сотню впало в маразм или просто чокнулось. Ведь о резко возрастающем запасе психологической выносливости речь вроде не идет. Поэтому мне сложно понять и принять всех этих человекообразных вампиров. Либо уж переродившаяся тварь, имеющая лишь память того, кем была когда-то, либо утопия - этакий супергерой с клыками) Ну, это имхо.

Цитата: Landolf
пару раз встречалась с призраками - ничего в них страшного нет

Цитата: Lonna
Ну про призраков, милые не милые, а одной встречи хватило. Идя по коридору ночью, я теперь то и дело оглядываюсь)

Гхм... я даже как-то растерялась 055
А теперь давайте поднимем руки те, кто с призраками не встречался, а то уже как-то страшно становится остаться в меньшинстве))
28) От Ayli Rey aka Olga 2 марта 2014 07:04  
На сайте с 7.02.2014 Публикаций: 0 Комментариев: 60

Проверенный
Каждый автор видит вампиров по-своему и имеет право интерпретировать историю так, как он захочет.

Здесь соглашусь на 95% и не соглашусь на 5%. Автор должен видеть вампиров по-своему, это факт. Если все будут сводить свои произведения к Дракуле, Батори, Лилит (она-то с чего в вампиры записалась?), то станет со временем скучно и примитивно. Одинаковые образы, одинаковые взгляды на мир, одинаковые сценарии жизни. У авторов уже сложилась масса стереотипов. Вампиры, значит: мрак, отвращение, неконтролируемая жажда, древние замки, куча бабла (непонятно, откуда взявшаяся), ненависть к людям и тут же любовь к одному из них. Мало кто пытается обыграть эти стереотипы по-своему. А ведь хочется оригинальности...
Не соглашусь с тем, что все же автор не должен отступать от физиологии вампиров, экспериментируя в этом направлении. К примеру - снова многострадальные Сумерки. Авторша настолько видоизменила своих вампиров, что они перестали быть таковыми. Везде должен быть предел, но у любого автора должна быть фантазия. Не надо тупо списывать "вершки" с уже готовых шедевров, надо создавать свой собственный. Не бояться заявить о вампах по-новому. И я совершено не против разношерстности. Для более интересного восприятия хочется читать о разных вампирах: и о злобных чудовищах, и о миленьких няшках. В таком случае читатель сам выберет, какой из образов ему ближе. Людей-то на свете много, и вкусы у всех разные)

Landolf, ой, призраки, как по мне - вообще милые создания) Не конфликтные (в большей своей части), угрюмые. Вообще, в их образ сейчас вложено много несоответствий. Лично меня встреча с призраком скорее успокаивает, нежели пугает))
27) От Шерил 1 марта 2014 21:39  
На сайте с 1.12.2013 Публикаций: 3 Комментариев: 71

Проверенный
Цитата: Lonna
Не надо подменять изначальное понятие вампира

Не соглашусь. Каждый автор видит вампиров по-своему и имеет право интерпретировать историю так, как он захочет. Даже если вампиры будут у него показаны, как вполне адекватные и не жестокие создания, без вечной мрачности и переполняющего негатива, то, как по мне, на фоне прочего, однообразного, это будет смотреться неплохо, если автор сможет повернуть историю в данном ключе и преподнести ее так, чтобы заинтересовать читателя. Да и какое понятие считается изначальным?) Кого считают первооткрывателем вампиров, их праотцом, на шаблон которого автор должен равняться? Если каждый автор будет стремиться к шаблонности, то какой тогда смысл в авторах вообще? Индивидуальность окончательно улетит в топку, как личное восприятие мира. Никто не обязан видеть вампира так, как его видели до него. Может, у кого-то, пардон за грубый пример, но вампир это радужный единорог, сосущий кровь рогом. Постоянная мрачность угнетает и кажется излишней. Другое дело, что в одном романе вампиры могут быть и такими, и такими, для разнообразия и демонстрации того, что и они могут быть, как и люди, разношерстными. но это мое личное мнение)

Что касается оборотней и охотников. Охотники вполне логичная реакция человечества на хищников, пожирающих человечество. По идее, противовес должен быть. Оборотни... Вот зачем это примешивают, честно, не понимаю. Одно дело, когда твой мир пестрит разными расами и там есть все, в том числе и вампиры, и оборотни, и драконы и пр. и мы переносимся в мир фэнтези (хотя в современности такое не признаю, только в средневековье), тогда я могу понять. В произведениях типо Сумерек и ДВ... Просто набивка листов, потому что работать с "имеющимся материалом" у автора не вышло. Одно дело пить коктейль, другое - жрать кашу, которой можно еще и отравиться)

Цитата: No_comment
"английская" готика

- Что это?
- Овсянка, сэр!
- А почему она красная?
- С кровью, сэр!

Цитата: No_comment
Не знаю, я бы не рискнула противопоставлять готику "Сумеркам" или "сумречное" связывать с переносом места действия в США.

Вот, кстати, да. Перенесение действий Сумерек в США явление вполне логичное, если кто-то читал биографию автора х) Да и большинство авторов, чьи книги мы читаем, как правило, из США. Или же это мне так подфартило жить в городе, куда стекается американская литература х) Соотечественников ловлю только на СИ, в магазинах мало русской литературы, а если и есть, то такая гадость, что читать это невозможно(
26) От No_comment 1 марта 2014 20:35  
На сайте с 27.01.2010 Публикаций: 612 Комментариев: 962

Модератор
Цитата: Lonna
А мне скучно читать вещи про современность. Готику больше люблю. Вообще, по конкурсной программе как раз сложилось мнение, что формат Сумерек популярнее, чем готика. Либо в современной России действие происходит, либо в США.

Не знаю, я бы не рискнула противопоставлять готику "Сумеркам" или "сумречное" связывать с переносом места действия в США. Мне кажется, готичность не меньше современности располагает к романтизации. Графы, замки, беззащитные девы... Обычно очень настораживаюсь, когда вижу, что действие происходит в Штатах, но даже в рамках нынешней конкурсной программы есть несколько примеров того, что и "американский" текст может быть нестандартным и несумречным.
И потом - хорошо, если не современная Россия и не зарубежье, то где же авторам разгуляться? Только Российская Империя прошлых веков остается?)) Или тогда уж "английская" готика?
25) От Landolf aka Ник Нэл 1 марта 2014 20:24  
На сайте с 3.01.2014 Публикаций: 0 Комментариев: 359

Трубладовец
Lonna,Так ведь вампиры к нам не из космоса свалились, они произошли от нас. Какие люди, такие и вампиры. Это наша проверка на прочность. Тварь ты дрожащая или прирождённый убийца. Или нет такой силы, что сломит твой дух. Потому тема и животрепещет. Не бывает фантастических существ. Любое из них - проекция человека.
24) От Lonna aka Ирина 1 марта 2014 20:11  
На сайте с 11.05.2013 Публикаций: 1 Комментариев: 204

Проверенный
Ландольф, )))
Ну про призраков, милые не милые, а одной встречи хватило. Идя по коридору ночью, я теперь то и дело оглядываюсь)
Я разумеется за разнообразие образов и идей. Но, мне кажется, образ вампира изначально наполнен, просто-таки начинён негативом и делать из них ангелов в этих условиях неправильно. Милашки могут быть, да - но пара незначительных на первых взгляд деталей должна вызывать мистический ужас и понимание того, что эта тварь не со светлой стороны.
Читала и про вампиров- инопланетную расу, и про измененных эльфов - тут, конечно, другое, и получилось классно. Но и в том и вдругом случае всё равно в этом образе была определённая доля... негатива, извращенности изначального состояния этих созданий, и это правильно, мне кажется. Не надо подменять изначальное понятие вампира пресловутой толерантностью и терпимостью ко всем-всем-всем. Не в этом случае. ИМХО.
23) От Landolf aka Ник Нэл 1 марта 2014 19:28  
На сайте с 3.01.2014 Публикаций: 0 Комментариев: 359

Трубладовец
Ну, с вампирами встречаться не приходилось, пару раз встречалась с призраками - ничего в них страшного нет. "Милые созданья" не надо понимать буквально. Всё познаётся в сравнении. Да и вампиры теперь далеко не всегда умертвия. Я как раз за то, чтобы вампиры были разные, и чтобы каждый автор играл на том интрументе, который ему больше подходит.
22) От Lonna aka Ирина 1 марта 2014 18:44  
На сайте с 11.05.2013 Публикаций: 1 Комментариев: 204

Проверенный
Сфинкс, ну или так. Дело даже не в наборе существ и ситуаций, а в умении автора их подать читателю. Можно сделать противостояние вампиров и оборотней таким, что все плеваться будут, а можно заигранную историю любви вампира и смертной оригинально интерпретировать ;)
А про "милые создания- вампиры" - простите, за гранью понимания. Предпочитаю живых)
21) От SphinxVice 1 марта 2014 18:37  
На сайте с 19.11.2010 Публикаций: 13 Комментариев: 170

Трубладовец
Согласен с Landolf.
Lonna, разве вампиров нельзя интерпретировать как ту самую реакцию мира против людей? Хотя я не против присутствия оборотней и прочих, просто пытаюсь сказать, что и без них может быть не скучно.
20) От Lonna aka Ирина 1 марта 2014 18:35  
На сайте с 11.05.2013 Публикаций: 1 Комментариев: 204

Проверенный
Ландольф, ну как бы ходячая нежить это.... страшно - не страшно, но противоестественно. И по идее должно вызывать отвращение. Только почему-то у части женского населения планеты вызывает восхищение)))
19) От Landolf aka Ник Нэл 1 марта 2014 18:33  
На сайте с 3.01.2014 Публикаций: 0 Комментариев: 359

Трубладовец
Я совершенно не против готичности. Вампир - создание на любые времена. Просто что в них страшного? По сравнению с тем, что люди творят, вампиры представляются очень даже милыми созданиями. Отморозки в подворотне и то страшнее. По-настоящему ужасно, когда зло творят люди.
18) От Lonna aka Ирина 1 марта 2014 18:07  
На сайте с 11.05.2013 Публикаций: 1 Комментариев: 204

Проверенный
А мне скучно читать вещи про современность. Готику больше люблю. Вообще, по конкурсной программе как раз сложилось мнение, что формат Сумерек популярнее, чем готика. Либо в современной России действие происходит, либо в США. И то, и другое вижу слишком часто за окном или по телевизору. Скучно. Романов про старинное время раз два и обчёлся.
И вещи про вампиров без их антагонистов, в лице оборотней, охотников или еще кого, кажутся мне неполными. Если вампиры в достаточной мере жестоки, должна быть какая-то реакция мира, природы на их существование.
Сколько людей, столько мнений)
17) От Landolf aka Ник Нэл 1 марта 2014 17:42  
На сайте с 3.01.2014 Публикаций: 0 Комментариев: 359

Трубладовец
К счастью теперь есть интернет, где реально найти не только модное, но и то, что можно читать. Вот и на этом сайте много интересных вещей. Жаль, конечно, что отучили ходить в книжный магазин, а ведь раньше так нравилось...
16) От No_comment 1 марта 2014 17:39  
На сайте с 27.01.2010 Публикаций: 612 Комментариев: 962

Модератор
Ayli Rey, Безусловно, но издателям надо кушать :) А кормит модное :)
15) От Ayli Rey aka Olga 1 марта 2014 16:19  
На сайте с 7.02.2014 Публикаций: 0 Комментариев: 60

Проверенный
Landolf, я не говорю, что конкретно все. Но большинство.

No_comment, вот что не люблю - так это тренды( То, что не модно, зачастую самое нормальное.
14) От No_comment 1 марта 2014 16:03  
На сайте с 27.01.2010 Публикаций: 612 Комментариев: 962

Модератор
Цитата: Landolf
Хорошая статья, но почему обязательно пугать, почему готично?

Да, при величайшем уважении к автору статьи, соглашусь, что сейчас вампирская проза вышла на тот виток, когда можно совершенно спокойно и не пугать и не держаться обязательно одной рукой за готические перила.

Цитата: Ayli Rey
Тогда почему ничего не было сказано о стычках с полицией? Вампиры-не вампиры, а все равно должны были иметь какие-то перепалки с законом.

Откуда там стычкам взяться? Закон же они не нарушают. Формально)) Знают, когда курс упадет или наоборот, и соответственно действуют :) Как доказать или заподозрить, что не так что-то? А вот с кем у ни должны были возникнуть проблемы, так это с егерями. Столько растерзанных медведей и пум...

Цитата: Ayli Rey
Да и это неразделимое трио вампир-оборотень-охотник уже поднадоело. Ни в одном романе не обходится без них. Везде есть и оборотни (как правило - враги вампиров), и охотники. Хоть бы кого-то убрали ради разнообразия...

Обходятся. Мои любимые вампирские книги как раз без них. Просто в последнее время такой тренд.
13) От Landolf aka Ник Нэл 1 марта 2014 15:50  
На сайте с 3.01.2014 Публикаций: 0 Комментариев: 359

Трубладовец
Ayli Rey, ну почему же все упёрлись в готику? Наверняка не все. я не великий знаток, но не думаю, чтобы всё было так грустно. У меня, например, вампиры не враждуют с другими сущностями, (хотя оборотней и нет), а даже с людьми живут довольно мирно. Зачем воевать, если и так можно неплохо устроиться? И в простушек мои вампиры не влюбляются. Только в темпераментных красавиц, да и то не навечно.)))
12) От Ayli Rey aka Olga 1 марта 2014 15:42  
На сайте с 7.02.2014 Публикаций: 0 Комментариев: 60

Проверенный
Махинации с ценными бумагами или что они там проворачивали за счет ее предвидения, как раз очень неплохо помогает материальному состоянию

Окееей... Тогда почему ничего не было сказано о стычках с полицией? Вампиры-не вампиры, а все равно должны были иметь какие-то перепалки с законом. Ай, да ладно, все равно, не люблю я "Сумерки"))) Слишком уж все там неправдоподобно и розово.

Даа, вот это и печально( По сути, вампиры - такая тема, что развивать ее можно до бесконечности. А все уперлись в готику и Дракулу, и больше ничего не хотят предпринимать. Да и это неразделимое трио вампир-оборотень-охотник уже поднадоело. Ни в одном романе не обходится без них. Везде есть и оборотни (как правило - враги вампиров), и охотники. Хоть бы кого-то убрали ради разнообразия...
И, вот еще: почему вампиры с оборотнями обязательно должны быть врагами? Между прочим, очень мало авторов уделяют этому значение. Ну, в мифах они враги, значит, и у меня ими будут - вот их логика. А где предыстория? Откуда вражда взялась? У многих этой предыстории нет...
Непрописанных вампиров тоже много, согласна. И, вот что еще не нравится: в современных романах неизбежна любовь между вампиром и смертной. Окей, допустимо. Но почему же ОН (красавец-мачо, наделенный силой, властью, и кучей способностей) с первого взгляда и навсегда влюбляется в НЕЕ (некрасивую, зашуганную, неухоженную, аутсайдера)? Причем, зачастую они не были знакомы до встречи, и тут вдруг - любовь... Просто влюбился, и все. "А она не такая, как все". Хорошо, чем именно не такая? Что в ней особенного? Тишина... Логика, умри - как выражается моя племянница))))
11) От Landolf aka Ник Нэл 1 марта 2014 15:32  
На сайте с 3.01.2014 Публикаций: 0 Комментариев: 359

Трубладовец
Неужели ещё кого-то чем-то можно напугать в литературе? Хорошая статья, но почему обязательно пугать, почему готично? Мне кажется главная черта современных вампиров как раз умение приспосабливаться. Зачем кого-то пугать, если не пугая выжить легче?
10) От No_comment 1 марта 2014 15:18  
На сайте с 27.01.2010 Публикаций: 612 Комментариев: 962

Модератор
Цитата: Ayli Rey
Все же этого мало для такого материального состояния

Махинации с ценными бумагами или что они там проворачивали за счет ее предвидения, как раз очень неплохо помогает материальному состоянию :) Зарплата доктора, впрочем, в Штатах тоже весьма недурна. Хирурга тем более. Окружающие это понимали, не понимали только, почему он переехал в глухомань, где зарабатывает поменьше))

А про изданную литературу... Там с вампирами печальненько... На СИ, мне кажется, больше вампиров абстрактных и внешне только дракулоподобных, но, по сути, непрописанных - без роду, племени и толковой биографии.
9) От Ayli Rey aka Olga 1 марта 2014 15:08  
На сайте с 7.02.2014 Публикаций: 0 Комментариев: 60

Проверенный
Насколько я помню, они за счёт талантов Элис неплохо обогащались))

Все же этого мало для такого материального состояния, имхо)
вон на конкурсе сколько недракулообразных и из разных эпох)

А я не про конкурс. Там как раз чувствуется разнообразие. Я про другую вампирскую литературу. И изданную, и нет. СИ кишит однотипными рассказиками и культом Дракулы. Короче, наверное, сдержу я обещание, данное самой себе - после конкурса заброшу чтение и просмотр вампирской тематики. Не люблю однообразие)
8) От No_comment 1 марта 2014 15:01  
На сайте с 27.01.2010 Публикаций: 612 Комментариев: 962

Модератор
Цитата: Ayli Rey
Кстати, во время прочтения (в дальнейшем - просмотра) "Сумерек" так и не смогла понять, откуда у них столько денег. Неужели Карлайл на зарплату посредственного докторишки так разжился?

Насколько я помню, они за счёт талантов Элис неплохо обогащались))

Цитата: Ayli Rey
Совсем фантазия авторов иссякла(( Хочется уже других вампиров, из других эпох. А то такое ощущение, будто они никогда больше и не жили, кроме как во времена Дракулы...

Вступлюсь за авторов - вон на конкурсе сколько недракулообразных и из разных эпох)) На все вкусы :)
7) От Ayli Rey aka Olga 1 марта 2014 14:39  
На сайте с 7.02.2014 Публикаций: 0 Комментариев: 60

Проверенный
Согласна со многими пунктами. Отличная статья) Хочу выделить несколько моментов:
Целые толпы вампиров, воюющих с оборотнями, инквизиторами, космонавтами и т.д. – дурной тон. Не надо путать литературу с компьютерной игрой.

Не напоминает нынешнюю обстановку в ДВ?)) По-моему, там и людей-то уже почти не осталось. Одни вампиры, оборотни, колдуны, гибриды... Если в первом сезоне было интересно смотреть из-за наличия всего 2 вампиров и тайны, собранной вокруг них, то к третьему сезону весь интерес улетучился, когда вампиров и оборотней стало больше, чем людей.
Вампирская тематика коварна в первую очередь тем, что в массовом сознании устойчиво ассоциируется с «заграницей» и «историческим прошлым».

Уже тошнит от этой готичности в стиле 18-19 веков и отсылкам к небезызвестному трансильванскому графу. Совсем фантазия авторов иссякла(( Хочется уже других вампиров, из других эпох. А то такое ощущение, будто они никогда больше и не жили, кроме как во времена Дракулы... Скучно((
Золотое правило любого жанра, а не только вампирского: не беритесь писать о том, чего не знаете.

Вот-вот! Одно дело - придумать свой мир (только тогда придется прорисовать его так, чтобы читатель поверил), и совсем другое - писать об известных фактах, искажая их до неузнаваемости. Единственное, что этим можно вызвать - приступ смеха.
К сожалению, многие авторы – как начинающие, так и именитые, - рассматривают вампирическую тему как повод поговорить о стильной светской жизни.

Вот, да. Раз вампир, значит, обязательно - миллионер. Купается в роскоши, и хвалится этим перед всеми. Кстати, во время прочтения (в дальнейшем - просмотра) "Сумерек" так и не смогла понять, откуда у них столько денег. Неужели Карлайл на зарплату посредственного докторишки так разжился? Кстати, то же самое и в ДВ. Народ нигде не работает, а денег на все хватает. Вот уж точно - мистика!))
Не следует злоупотреблять попытками подвести научную основу под существование, физиологию и процесс питания вампиров.

С этим пунктом согласна более чем на 100% В последнее время в книгах одна наука: и появились вампиры вследствие какого-то биологического вируса, и в людей обратно превращаются, испив чудодейственного лекарства; и еще много подобной чуши. Неужели сами не видят, как это портит образы вампиров? Ну, не видят, наверное...
Физиологическое или психологическое неправдоподобие

Одним словом - "Сумерки")))

В целом - статья классная. Авторам есть чему поучиться)
6) От Jade_Han 2 июня 2013 17:38  
На сайте с 26.11.2011 Публикаций: 0 Комментариев: 41

Проверенный
У меня как-то вдруг появилось желание упомянутый роман Мирчи Элиаде...
Публикация вызывает исключительное уважение к ее автору! Спасибо большое за статью! tablich
5) От Levana aka Елена 17 апреля 2013 17:16  
На сайте с 17.11.2010 Публикаций: 95 Комментариев: 4925

Модератор
Цитата: Тара
К примеру, вопроса «Куда девается плащ, когда вампир превращается в нетопыря?» достаточно, чтобы убить и магию, и интригу.

А ведь и правда - куда? biglaugh Вот поэтому мы с вампирами и не доверяем друг другу) Собственно это касается в равной степени любой другой "нечисти". Поэтому мне, например, наукообразие интересно. Я люблю анализировать, разбираться в причинах и следствиях, и с удовольствием делаю это вместе с героями.

А вообще статья понравилась. Другой вопрос, что не приобрели бы вампиры такой популярности и не просочились бы в авторские и читательские умы в таком объеме, если бы не расширение границ жанра и их современная разномастность. Хотя мне самой классические вампиры ближе. Пусть они не вызывают у меня особого страха или сильного интереса, но они какие-то... правильные что ли.
4) От Тара aka ТариАна 17 апреля 2013 15:10  
На сайте с 19.01.2011 Публикаций: 2 Комментариев: 103

Трубладовец
С интересом ознакомилась со статьёй Елифёровой М.Е. «Как написать хорошую вампирскую историю». Со многим согласна, особенно в части исключительной полезности классики и владения литературным языком. Вот это:

Успех Брэма Стокера, непринуждённо породившего целый тренд в мировой литературе и кинематографе, создаёт у начинающих – и не очень начинающих – писателей опасную иллюзию: что тема вампиров беспроигрышна сама по себе.

и это:

… взявшись за вампирскую историю, нужно прежде всего поставить вопрос: «А что хочу сказать этим лично я? Что подвигло меня взяться за тему, которую использовали до меня много раз?». И если ответа не найдётся, то лучше, право, не браться.

лично у меня сомнений не вызывает. Последнее, кстати, можно отнести не только к вампирской тематике. Что до остального, то после прочтения статьи у меня сложилось впечатление, что всё многообразие вампирского мира попытались втиснуть в тесные рамки канонических представлений. Шаг в сторону - расстрел, прыжок на месте – попытка улететь. И вот тут мне гораздо ближе точка зрения Арахны, чей пост я прочитала с не меньшим интересом. Постараюсь объяснить, чем именно ближе.

Это покажется трюизмом, но вампирская история должна пугать.

Да простит меня автор статьи, но мне это не понятно. Вампир = страх? Не слишком ли узко в наше время? А если юмор, семейная мелодрама или любовный роман из жизни вампиров? Кого им пугать тогда? Друг друга? Вампирская история должна пугать, только если такова цель её автора.

… само введение вампира в сюжет – отдельное искусство, необходимость которого редко осознаётся. Ибо как только вы написали фразу: «Из темноты выступил бледный молодой человек с длинными чёрными волосами», - на этом месте ваш опус можно закрыть и отправить в мусорную корзину. Потому что универсальным правилом вампирского жанра (если, конечно, вы не пишете пародию) является необходимость интриги. Читатель до определённого времени должен мучиться в догадках – верить или не верить тому, что один из героев вампир.

Против необходимости интриги, особенно в вампирской теме, возразить нечего. Но почему из всего многообразия интриг выбирается только один вид – классический детективный, когда читателю предлагают угадать среди героев убийцу вампира. А ведь есть ещё интриги политические и любовные, семейные и клановые, и, разумеется, борьба бобра с ослом добра со злом. Всё это не менее интересно и способно не отпускать читателя до конца произведения.

Исключение составляют лишь сюжеты, написанные от лица вампира (что является весьма поздним изобретением), и литература такого рода, как правило, художественно проигрывает старой доброй стокеровской традиции – если только не задействует какие-то глубоко оригинальные решения самой темы.

По-моему, речь здесь идёт о читательских предпочтениях. Я не могу судить, проигрывает ли повествование от лица вампира традиции или нет, рискну лишь предположить вот что: беда в том, что вампиры большей частью всё же бывшие люди и просто не способны поразить нас оригинальностью оценок и суждений о человеке. Обманутые ожидания? И здесь от вкусов читателя мы плавно переходим к мастерству автора) Похоже, не всем удаётся перевоплотиться в вампира-не человека. Что до оригинальности решения темы, то она не помешает в любом случае.

Далее автор статьи интересно разбирает типичные ошибки авторов. Однако всё ли отмеченное можно однозначно отнести к ошибкам? Меня терзают смутные сомнения… Однако по порядку.

1. Недостаток тайны. Тайна является альфой и омегой вампирского сюжета. Начинать сюжет фразами типа: «Шёл дождь. Охотники на вампиров промокли», - или: «Пра-правнук Дракулы проснулся в своём гробу», - можно только в том случае, если вы пишете юмореску.
… В вампирской литературе вменяемый рассказчик не должен раскрывать читателю все карты сразу.

Назвать вампира вампиром – не значит раскрыть карты. Тайна и интрига могут заключаться совсем в другом. Например, в том, что кто-то из героев не вампир) Кстати, в некоторых детективных историях преступник известен с самого начала, другое дело, удастся ли ему уйти от правосудия? Такая интрига держит не менее сильно, чем отделение вампира от массовки.

2. Переизбыток вампиров. Целые толпы вампиров, воюющих с оборотнями, инквизиторами, космонавтами и т.д. – дурной тон.
Почему, если речь идёт о вампирском мире? О межклановых и межрасовых войнах? Другое дело, что нехорош любой переизбыток. В подобных случаях авторам просто отказывает чувство меры.

3. Смешение жанров. Остерегайтесь сталкивать вампиров с эльфами и хоббитами. Если бы Толкиен захотел, чтобы в его мире были вампиры, он бы их упомянул.
Смешение жанров – это как раз то, что даёт стремительное развитие фантастической литературе. Иначе – застой, сужение читательской аудитории и неминуемое скатывание в «кружок по интересам». Точно так же, на стыке "классических" наук, возникают новые - биофизика, к примеру. Время «чистых» жанров проходит, но, разумеется, это не отрицает жанров как таковых. Что же касается Толкиена, то его интересы, похоже, лежали в противоположной стороне от вампирской тематики) И всё же будем объективны: Профессор не говорил, что вампиров в Средиземье нет. Да и эльфы живут не только там. Я к тому, что говоря «эльф», мы далеко не всегда подразумеваем «Толкиен».

Ещё хуже выглядит гибрид вампирского жанра с боевиком, когда Силы Добра и Силы Зла в больших количествах махаются всеми частями тела, стреляют и гоняют на мотоциклах.
А это тот самый стык жанров, о котором я говорила выше. Почему это плохо? Сейчас, когда в городском фэнтези вампиры встречаются на каждом шагу, почему бы им не быть байкерами или неформалами? Тем более если они были таковыми до обращения? Любители боевиков и городского фэнтези – это часть читательской аудитории, а спрос, как известно, рождает предложение. Вот к качеству исполнения таких «гибридов» у меня есть претензии. К качеству, но не к теме.

Вампирской прозе к лицу небольшое количество персонажей, неспешно раскручивающийся темп и тщательно прописанная психология участников событий. Старомодно, скажете? Да ведь суть всей готической литературы вообще – в её старомодности.
Суть готической литературы – в её готичности. Старомодность – один из приёмов, стилизация «под старину». Да, такой прозе всё это к лицу.

4. Незнание реалий страны или эпохи. Вампирская тематика коварна в первую очередь тем, что в массовом сознании устойчиво ассоциируется с «заграницей» и «историческим прошлым». Проблема в том, что больше всего чешутся руки писать об «историческом» и «заграничном» у тех, кто весьма слабо ориентируется в соответствующих реалиях.
С этим нельзя не согласиться.

Золотое правило любого жанра, а не только вампирского: не беритесь писать о том, чего не знаете.
Если бы это было так, то мы бы лишились приличной части литературы. Скажем, написанных врачами детективов) Другое дело, что писать о том, чего не знаешь или не пережил – действительно сложно, если при этом, конечно, ответственно подходить к работе. Сложно, но можно! Для этого достаточно быть «в теме». Как говорится, Гугл и справочники в помощь)

Во-первых, вымышленные миры хорошо получаются только у тех, кто обладает неподдельной эрудицией: например, Толкиен перед тем, как придумать своё Средиземье, десятилетиями изучал средневековую литературу на нескольких языках. Без надлежащего уровня знаний вымышленные миры выходят удручающе однообразными: некая условно-среднестатистическая Западная Европа, размазанная где-то между XIV и XIX веками.
Эрудиция, конечно, важна, но прежде всего необходимо знание основных законов физики и общей истории, особенно того временного отрезка, под который идёт стилизация. Далеко не всегда вымышленный мир – калька с нашего, там могут действовать свои законы. Сделать же его неповторимым – задача автора. Сумма знаний поможет её решить, но не гарантирует качества продукта.

Во-вторых, вампирской литературе вымышленные миры противопоказаны. В вампирском сюжете главное – это ощущение сверхъестественного, выходящего за рамки обыденных представлений о реальности. В мирах, где маги, оборотни и гномы запросто разгуливают по улицам, этому ощущению нет места: вымышленные миры затем и создаются, что автору необходим мир, где чудесное естественно.
Почему противопоказаны? В магическом вымышленном мире у каждого своя роль, и наличие гномов и оборотней не мешает вампирам оставаться самими собой. Это просто вампирское фэнтези, к собственно вампирской литературе относящееся условно. Пресловутый стык жанров.

Для вампирского сюжета, напротив, нужен фон самый реалистический. А создавать «реалистический» вымышленный мир смысла не имеет, он будет просто удвоением реального мира, с головой выдающим свою задачу – скрыть нежелание автора этот самый (основной) реальный мир изучить.
Не могу не согласиться. Всё же именно на фоне реальности вампир выглядит наиболее ярко. Но создание «реалистичного» выдуманного мира не обязательно говорит о нежелании автора изучать повседневную реальность. К примеру, альтернативная реальность – Земля, где вампиры правят миром.

5. Увлечение гламуром. К сожалению, многие авторы – как начинающие, так и именитые, - рассматривают вампирическую тему как повод поговорить о стильной светской жизни. Современные же авторы утрачивают всякий вкус и меру, насыщая свои тексты названиями сигар, коньяков и автомобилей – так что рассказ о вампирах превращается в product placement! Сосредоточенность на предметах роскоши чаще всего создаёт обратное впечатление – материального и духовного убожества пишущего.
Подпишусь под каждым словом. Может, потому, что не люблю гламур?)

6. Наукообразие. Не следует злоупотреблять попытками подвести научную основу под существование, физиологию и процесс питания вампиров. Готическая фантастика – не НФ. …Более того, квазинаучное разъяснение физиологии вампиров губит на корню тот элемент таинственного, который просто необходим литературе на эту тему.
Точно, губит! Это похоже на объяснение, вернее, препарирование какого-нибудь потрясающего волшебного фокуса. Его просто выворачивают на изнанку, показывая зрителю шторки, ширмы, потайные карманы, зеркала… К примеру, вопроса «Куда девается плащ, когда вампир превращается в нетопыря?» достаточно, чтобы убить и магию, и интригу. Вампир - существо иррациональное, само его существование - уже фантдопущение, так зачем же объяснять чудеса? Однако если авторский вампир в чём-то отличается от канона, причины и следствия этого заслуживают внимания. Делать же вскрытие персонажа при этом не обязательно.

7. Противоположным пороком является физиологическое или психологическое неправдоподобие. Прежде чем заставить вашего героя-вампира складывать штабелями тела высосанных насмерть жертв, подумайте о том, что в организме человека в среднем четыре литра крови. …Кстати, фольклор в этом смысле гораздо убедительнее. В фольклоре вы не найдёте гор трупов с перегрызенными шеями – там жертва вампира умирает постепенно, болея и слабея. Что неудивительно, ведь фольклор сохраняет лишь то, во что готовы поверить слушатели.
Ну, тут в оправдание можно было бы сочинить что-нибудь типа особого метаболизма, скоростной усваиваемости или отсутствия желудка при "прямотоке" крови от зубов в вены, но я не буду))) Ибо в этом держу сторону мудрого фольклора.

Мы подходим к итоговому выводу – как бы вы ни решали вампирскую тему, читатель, вплоть до того момента, как он закроет книгу, должен верить в происходящее. Без этой веры невозможно искреннее переживание ужаса – элемента, необходимого в вампирской литературе так же, как сексуальное возбуждение в литературе эротической.
Верить в происходящее – безусловно, и это касается любого жанра литературы, не только вампирского. Но ужас как необходимый элемент вампирской прозы принять не могу, так как отношу её больше к мистике, чем к ужасам. Следуя рекомендациям автора статьи, можно написать действительно хорошую вампирскую историю, но в достаточно узком, классическом её понимании.
Благодарю автора за интересную работу и повод к размышлению. С уважением, ТариАна.
3) От Arahna 17 апреля 2013 04:27  
На сайте с 13.01.2011 Публикаций: 0 Комментариев: 188

Проверенный
Искреннее спасибо автору, давно я мечтала о подобной статье. И вот, в очередной раз перечитываю. Всем она хороша: дает подробное описание традиции вампирской литературы, ценные рекомендации желающим творить в этом направлении… И цель ее благородна, никаких сомнений. Но отчего-то каждый раз запинаюсь то на одной строке, то на другой, не понимая: почему задаются такие жесткие, узкие рамки?! Может быть, я (и многие другие заодно) просто не вхожу в число тех, кому адресованы эти сентенции, и пишу о вампирах, вовсе не имея на то никакого права? Но, назвавшись груздем… лезу разбираться.

Успех Брэма Стокера, непринуждённо породившего целый тренд в мировой литературе и кинематографе, создаёт у начинающих – и не очень начинающих – писателей опасную иллюзию: что тема вампиров беспроигрышна сама по себе.

О каком выигрыше может идти речь? Заявить о себе, стать популярным? Заработать славу модного писателя и много-много бумажных прямоугольников с водяными знаками? Неужели произведения пишутся ради этого? Отчего не допустить, что многие говорящие о бессмертных хищниках, выбирают эту тему, погружаются в нее и разворачивают на все лады, потому что она близка им, созвучна с мелодией их души?

Это покажется трюизмом, но вампирская история должна пугать.

Бетонная стена. Для того, кому есть что сказать, но кто хочет не пугать читателей, а заставить их думать, переосмысливать привычное, - непреодолима. И что же делать, чтоб открылись тяжелые врата в этот готичный рай? Или остается бросать персонажей, срочно менять Наследников вампирского рода на смертных обывателей? Да ни за что!

Универсальным правилом вампирского жанра (если, конечно, вы не пишете пародию) является необходимость интриги. Читатель до определённого времени должен мучиться в догадках – верить или не верить тому, что один из героев вампир.

Возможно, если произведение – одно-единственное. Но когда читатель знает персонажей по предыдущим историям, нельзя истязать его неведением бесконечно. Да и не хочется. Вот герои-люди, впервые сталкивающиеся с вампирами – пусть терзаются сомнениями, беспокойством, страхом. С удовольствием посмотрю на это.

Исключение составляют лишь сюжеты, написанные от лица вампира (что является весьма поздним изобретением), и литература такого рода, как правило, художественно проигрывает старой доброй стокеровской традиции – если только не задействует какие-то глубоко оригинальные решения самой темы.

Не понимаю, как художественная ценность произведения может определяться точкой зрения героя. Рассказчик-автор (= сторонний наблюдатель) обеспечивает заведомо хороший текст, а рассказчик-вампир – плохой? И, опять же, почему мы обязаны оставаться в рамках традиции, обращаясь к теме вампиров? Нож перестал быть осколком камня, но ножом остался. Старинный телефонный аппарат, безусловно, эстетичен и привлекателен, но мобильник в дороге – удобней.

Целые толпы вампиров, воюющих с оборотнями, инквизиторами, космонавтами и т.д. – дурной тон. Не надо путать литературу с компьютерной игрой.

Ну, толпы не толпы… однако ж, не один вампир на целый мир. Хищники тоже могут жить стаями. Кровной связи, надеюсь, еще никто не отменял.

Остерегайтесь сталкивать вампиров с эльфами и хоббитами. Если бы Толкиен захотел, чтобы в его мире были вампиры, он бы их упомянул.

Желания Толкиена относительно собственного творения распространяются на всех, кто пишет после и иначе, чем он? Что-то глубоко внутри не позволяет мне с этим согласиться. Каждый автор создает свой мир, свою реальность. И если условия этой реальности позволяют сосуществовать разным расам, а взаимодействие представителей этих рас способствует выражению авторских идей – ради всего святого, не рубите крылья!

Вампирской прозе к лицу небольшое количество персонажей, неспешно раскручивающийся темп и тщательно прописанная психология участников событий. Старомодно, скажете? Да ведь суть всей готической литературы вообще – в её старомодности.

Приговор однозначен: мои тексты выпадают из ряда готической литературы. Так какого, простите, дьявола я гот? Станет ли психологичность смягчающим обстоятельством – большой вопрос.

Свою лень и нежелание изучать материал некоторые авторы маскируют тем, что сочиняют условный, вымышленный мир с вымышленными городами и именами. Это, конечно, спасает от откровенных глупостей, но общее впечатление производит крайне неблагоприятное.

И снова ситуация: художественный мир – наш, реальный вполне, по большей части современный. Но и вампиры – обычное для него явление, знают об этом смертные или нет. А если, кроме вампиров, еще и другие сверхъестественные существа в нем обитают, и параллельных слоев реальности множество? Все это – нормальные свойства этого мира. И из-за этого он, получается, тоже вымышленный? И тоже противоречит канонам вампирской литературы?

В вампирском сюжете главное – это ощущение сверхъестественного, выходящего за рамки обыденных представлений о реальности.

Опять же, у кого должно возникнуть это ощущение? У читателей? Или у персонажей, в сокровенную сущность мира не посвященных?

Не следует злоупотреблять попытками подвести научную основу под существование, физиологию и процесс питания вампиров. <…> квазинаучное разъяснение физиологии вампиров губит на корню тот элемент таинственного, который просто необходим литературе на эту тему.

Хочется уточнить, где грань меж необходимым объяснением некоторых способностей вампиров (кстати, для искоренения любого рода неправдоподобия предназначенным) – и "злоупотреблением"?

Мы подходим к итоговому выводу – как бы вы ни решали вампирскую тему, читатель, вплоть до того момента, как он закроет книгу, должен верить в происходящее. Без этой веры невозможно искреннее переживание ужаса – элемента, необходимого в вампирской литературе так же, как сексуальное возбуждение в литературе эротической.

Вампирская литература = хоррор? Знак равенства – лезвие гильотины. Как много интереснейших возможностей окровавленными катятся вниз!

Я понимаю, что есть традиция, изначально заданная кем-то из великих. Но одни поддерживают ее, развивают, след в след движутся по намеченной тропе, а другие – берут основу и на ней создают нечто совершенно новое, иное. Можно ли отказать им в этом праве? И если текст написан качественно, если сюжет интересен, а персонажи полны жизни (вечной или нет) – стоит ли губить росток, оградив его от света стеною из канонов и правил?

Со всем уважением к автору статьи
и Брэму Стокеру,
Арахна.
2) От Darina007 aka Даша 15 апреля 2013 19:13  
На сайте с 1.04.2012 Публикаций: 37 Комментариев: 285

Ньюзмейкер
Интересная статья и по всем пунктам точная. Пожалуй, большинство советов тут можно отнести не только к вампирскому жанру, но и к любому другому.
Много интересных произведений узнала, о которых здесь упоминается. Обязательно найду время, чтобы почитать их.
Спасибо.
1) От Gaia aka Gaia 15 апреля 2013 11:08  
На сайте с 25.05.2011 Публикаций: 8 Комментариев: 161

Трубладовец
Пушкинский "Марко Якубович" поистине жуткая вещь, тоже советую. В далеком детстве прочла, равно как и толстовского "Упыря", и до сих пор не могу ничего более страшного и пугающего своей реалистичностью припомнить.
Интересная статья) Полезно порой перечитывать)
Имя:
E-Mail:
Введите код
Нашли на сайте грамматическую ошибку? Сообщите нам об этом,
выделив ее и нажав Ctrl+Enter.



Dalila © 2010-2013
You can contact the site owner: Feed-back
Команда сайта:
Dalila (админ)
Akya (гл. модератор)
Levana (модератор ДВ, Баффиверс)
Северелина (модератор, Орудия смерти)
Cudzinec (модератор, СВХ и КиЧ)
missis Northman (модератор, НК)
kysh, No comment (модераторы, ориджинал, Гамильтон)
Иная, Vasilina (модераторы)